
Российские экспортеры в мае отправили на экспорт по морю только 133 тыс. т бензина, говорится в обзоре Центра ценовых индексов (ЦЦИ), с которым ознакомился РБК. Показатель сократился на 47% год к году и на 63% месяц к месяцу. Одной из основных причин такого падения стало укрепление рубля, считают эксперты центра: в мае официальный курс доллара опустился ниже 80 ₽ впервые почти за два года.
Помимо укрепления рубля снижение объема экспорта было вызвано «продлением до конца мая ремонтов установок первичной переработки на НПЗ и началом сезонного роста спроса на внутреннем рынке». Так, ремонты на Комсомольском НПЗ, «Уфанефтехиме» и Волгоградском НПЗ в совокупности привели к падению производства бензина на 72 тыс. т по сравнению с апрелем. В итоге в сумме за пять месяцев 2025 года морской экспорт бензина уменьшился на 3,3% в годовом выражении, до 1,7 млн т, подсчитали в ЦЦИ.
Рубль в мае поддерживали несколько факторов, считают опрошенные РБК эксперты. Во-первых, геополитические новости о переговорах между Россией и США дали игрокам финансового рынка надежду на налаживание взаимоотношений между странами и сформировали интерес нерезидентов к российским активам. Кроме того, снижается спрос на валюту со стороны импортеров на фоне ожидания смягчения или снятия санкций. Также рубль заметно поддержали продажи выручки экспортерами — в мае этот объем существенно превысил нормативные требования. Наконец, влияние продолжает оказывать жесткая денежно-кредитная политика.
Ключевым направлением российского морского экспорта бензина в мае остались страны Африки. Поставки туда достигли 90 тыс. т, то есть увеличились на 17% месяц к месяцу и на 90% год к году, а за первые пять месяцев достигли 622 тыс. т бензина, что на 3% больше аналогичного показателя 2024 года.
Вторым по величине направлением экспорта стала Бразилия, объем поставок в которую в мае составил 41 тыс. т, увеличившись в два раза месяц к месяцу и на 17% год к году. Однако «ввиду неблагоприятной ценовой конъюнктуры и крепкого рубля экспорт бензина в азиатские страны в мае прекратился», отмечается в обзоре. В апреле морской экспорт в азиатском направлении находился на уровне 156 тыс. т.
РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.
Как укрепление рубля повлияло на демпфер.
Укрепление рубля (на 3% месяц к месяцу) одновременно привело к снижению демпферных выплат нефтяникам, отмечают эксперты ЦЦИ. В мае они составили 42,5 млрд руб., что является рекордно низким объемом с октября 2023 года. Также на выплатах по демпферу сказались падение мировых цен на энергоносители и рост оптовой стоимости бензина АИ-92 на внутреннем рынке, добавляют эксперты. Так, экспортная цена бензина в мае снизилась до 71 254 ₽ за тонну (на 1034 ₽ по сравнению с апрелем), а оптовая цена на АИ-92 увеличилась до 56 901 ₽ за тонну (на 4169 ₽ месяц к месяцу).
В течение 2025 года демпфер в целом демонстрирует тенденцию к снижению. В апреле выплаты нефтяникам по нему составили 62,7 млрд руб., тогда как в марте — 100,3 млрд руб., в феврале — 148,3 млрд руб., а в январе — 156,4 млрд руб. Минфин России в конце мая заявил, что ожидает сокращения объема выплат по этому механизму компаниям на 1,4 трлн руб. в 2025 году по сравнению с более ранними оценками. При этом суть топливного демпфера заключается в том, что правительство, выплачивая его переработчикам, мотивирует нефтяников поставлять больше бензина и дизеля на внутренний рынок, а не на экспорт. Если продавать топливо за рубеж выгоднее, чем внутри страны, то с помощью демпферного механизма власти компенсирует нефтяным компаниям разницу с экспортом. Но если внутренние цены на топливо становятся выше определенных значений, демпферные выплаты обнулятся.
Поскольку нефть и нефтепродукты торгуются в долларах, сильный рубль снижает рублевую выручку экспортеров, согласен профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при правительстве РФ Михаил Юмаев. Это, в свою очередь, уменьшает экспортные доходы, делая внутренний рынок для нефтяников относительно более привлекательным. Поэтому снижается потребность в демпфере, объясняет он. Вместе с тем, отмечает Сергей Фролов, управляющий партнер NEFT Research, особого влияния на экспорт бензина майское снижение демпферных выплат не окажет.
К увеличению выплат по демпферу в перспективе может привести возможное введение новых санкций против российского нефтяного сектора, допускает Юмаев. Как сообщило на этой неделе издание Politico, 20 июня страны Евросоюза планируют провести голосование по 18-му пакету санкций против России. Ограничения могут коснуться компаний, связанных с газопроводами системы «Северный поток», и цен на нефть.
Сколько продлится влияние курса.
Бензин, в отличие от дизельного топлива, не является для российских нефтяников ключевым экспортным товаром, напоминает Фролов. «Объем его зарубежных поставок относительно невелик, а на экспорт поставляется только излишек того, что не было поставлено на внутренний рынок, плюс некоторые объемы бензинов, не соответствующих экологическому Классу-5», — говорит он. Из данных ЦЦИ следует, что в 2025 году на экспорт отправляется всего два—четыре судна с бензином в месяц, подсчитывает эксперт агентства количественной аналитики «Сиала» Владимир Никитин.
Что касается внутреннего рынка, то он обеспечен в полном объеме, а скопленные запасы также достаточны, считает Фролов. Как сообщило 4 июня Министерство энергетики, запасы бензина на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах в России на сегодняшний день достигают 1,8 млн т, что на 2% выше показателя начала 2024 года. А объемы хранения дизельного топлива сохраняются на уровне прошлого года в 3,3 млн т.
«С учетом окончания ремонтных работ на НПЗ, достаточных запасов бензина на внутреннем рынке и бесперебойного обеспечения аграриев в активный период сельскохозяйственных механизированных полевых работ ожидается восстановление уровня морского экспорта», — прогнозирует аналитик ЦЦИ Давид Мартиросян. Кроме того, хотя по прогнозу центра среднегодовое значение курса рубля будет крепче, чем предполагалось ранее, ожидания относительно ослабления валютного курса до уровня, близкого к 100 ₽ за доллар, во второй половине 2025 года сохраняются.
Сезонный рост спроса на автомобильное топливо традиционно привел к приоритизации накопления запасов в России по сравнению с экспортом, согласен Никитин. «При этом весной не было сильных ударов БЛПА по НПЗ, а эти риски явно закладывались. Поэтому запасы могут быть и избыточными, соответственно, экспорт может скоро вырасти», — считает эксперт.
Однако, добавляет Никитин, помимо валютного курса «дополнительную боль для экспортеров дает и высокая ключевая ставка». На фоне снижения западного торгового финансирования под 1−4% она создает дополнительные затраты для трейдеров и косвенно перекладывается на цену покупки в портах России. «Сочетание сильного, еще и укрепляющегося рубля и высокой ставки финансирования очень негативно для экспорта топлива», — подчеркивает он. В настоящий момент ключевая ставка в России находится на уровне 20% (Банк России 6 июня понизил ее с 21%). При этом последний раз решение о смягчении денежно-кредитной политики принималось ЦБ в сентябре 2022 года — тогда ставку опустили с 8 до 7,5%. После этого в течение почти трех лет Банк России только повышал ставку либо сохранял ее на прежнем уровне.
В то же время топливо из России также экспортируется по железной дороге, например, в Среднюю Азию — Казахстан, Киргизию, Таджикистан, напоминает Никитин. «Именно российское топливо покрывает дефицит внутреннего рынка Казахстана. Кроме того, с Казахстаном успешно договариваются по недорогому транзиту через территорию республики», — отмечает эксперт.