
Министерство торговли США опубликовало детализированные данные об американском экспорте и импорте в апреле. Повышенное внимание к этой статистике объясняется тем, что именно в апреле Дональд Трамп ввел масштабные торговые тарифы в отношении 185 стран (см. «Ъ» от 4 апреля). Хотя большинство ограничений было свернуто уже через неделю (см. «Ъ» от 10 апреля), часть продолжила оказывать заметное влияние на отношения Вашингтона с торговыми партнерами.
Из статистики следует, что в апреле дефицит внешнеторгового баланса США снизился в 2,2 раза к показателю марта и составил минимальные с августа 2023 года $61,6 млрд.
Этот показатель в меньшей степени объясняется ростом экспорта (на 3%, до рекордных $289,4 млрд) и в большей — снижением импорта. Объемы ввоза в страну за месяц просели на 16%, до $351 млрд, минимума за полгода.
Такое заметное снижение импорта связано с тем, что в марте в ожидании реализации торговых планов Дональда Трампа американские компании стремились нарастить закупки (торговые партнеры были заинтересованы в том же): поставки из некоторых стран стали рекордными за все время наблюдений (см. «Ъ» от 7 мая). В апреле же ситуация стабилизировалась. Например, импорт товаров из ЕС составил $54,4 млрд, снизившись с рекордных $83,7 млрд в марте. До начала торгового противостояния показатели импорта из Евросоюза колебались вблизи $50 млрд в месяц.
Другой тренд продемонстрировала торговля США с Китаем — под серьезными ограничениями она оставалась весь апрель, договориться о снижении взаимных пошлин с заградительных уровней (более 100%) странам удалось только в середине мая. В условиях торговой войны импорт товаров из Китая сократился на 13% в месячном выражении, до $25,4 млрд, минимума с марта 2020 года, то есть с пандемии COVID-19.
Экспорт США в КНР снизился в апреле до $8,2 млрд с $11,5 млрд.
Данные, опубликованные ранее таможней Китая, свидетельствуют о том, что эта страна адаптируется к ограничениям. В апреле экспорт КНР составил $315,6 млрд после $313,9 млрд в марте — поставки не просели благодаря их переориентации в другие страны, в том числе Юго-Восточной Азии. Отметим, устойчивость экспорта используется Пекином в торговых переговорах с США, на серьезные уступки страна идти не намерена. В частности, без них было заключено 90-дневное «перемирие» в тарифной войне (см. «Ъ» от 13 мая).
В торговой статистике апреля отразились и последствия «секторальных» ограничений, развернутых США. Так, до минимума с июля 2022 года сократился импорт легковых автомобилей, составив $13,3 млрд после $20,6 млрд в марте. Поставки просели практически из всех стран, их снизили в том числе Мексика, Япония, Канада и Южная Корея. Пока, несмотря на ожидаемый разгон цен, речи об отмене американских пошлин на автомобили и запчасти не идет.