
МОСКВА, 4 июня. /ТАСС/. Условия на потребительском рынке России за последние годы существенно поменялись, это делает актуальным обсуждение возможных изменений в регулировании сферы торговли, сообщил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет крупнейших российских ретейлеров) Станислав Богданов.
В ходе Недели российского ретейла он обратил внимание на изменения на российском потребительском рынке за последние годы. Так, по его словам, достаточно сильно поменялся баланс сил на потребительском рынке, появились и стремительно развиваются новые торговые модели. Кроме того, значительно изменилась консолидация поставщиков.
«В этих условиях, мне кажется, возвращаемся к обсуждению и к тезисам по поводу дерегулирования и изменения законодательства о торговой деятельности. Мы как АКОРТ внутри у себя с нашими членами, партнерами обсуждаем эти моменты, думаем над актуальностью действующих норм. И в целом, можно сказать, готовим и обсуждаем такие предложения», — сказал Богданов. Он добавил, что на возможные изменения в закон о торговле стоит смотреть с точки зрения омниканальности, которой следуют и платформы, и торговые сети, однако находятся при этом под разной регулярной нагрузкой.
Замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Тимофей Нижегородцев в свою очередь отметил, что российский закон о торговле вряд ли будет развиваться с точки зрения регулирования. «Сейчас все внимание трансформируется и перелоцируется в сторону платформ. Платформенная экономика — это то, что сейчас создает тренды и основные проблемы в отношениях между участниками товаропроводящей цепочки», — сказал он.
Позже на другой сессии в рамках Недели российского ретейла Нижегородцев также затронул тему распространения норм закона о торговле на деятельность онлайн-платформ. «Наша позиция ясная — мы считаем, что это ни в коем случае не нужно. Это разные виды деятельности. То, что и там, и там осуществляется торговля, не означает, что это одно и то же», — указал замглавы ФАС.
Так, по его словам, противоречия, возникающие внутри сегмента офлайн-торговли, связаны с ограниченностью полочного пространства (ассортимента на полке) и различными способами монетизации этой ограниченности. «В онлайн-торговле мы имеем дело с неограниченным полочным пространством — это совершенно другие виды противоречий, не те, которые регулируются законом о торговле», — добавил он.
О подготовке ретейлерами возможных поправок в закон о торговле
Как выяснил ТАСС, российские торговые сети в настоящее время формируют предложения по изменению некоторых положений закона о торговле. В распоряжении агентства имеется проект таких предложений — источник ТАСС на рынке ретейла подтвердил подлинность документа, отметив, что данные предложения не окончательные и продолжают обсуждаться.
Одно из предложений касается изменения статьи закона, которая устанавливает так называемый порог доминирования для ретейлеров. Согласно законодательству, торговая сеть, доля которой превышает 25% от объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий год в границах субъекта РФ, муниципального района, муниципального или городского округа, не может приобретать или арендовать новые торговые площади на этой территории.
В отрасли обсуждается несколько вариантов изменений. Первый — заменить безусловный запрет совершения сделок на обязательство сети по предоставлению части приобретаемого торгового объекта в пользование малому бизнесу. Как предполагается, это позволит создать синергию ретейлеров и малого бизнеса через совместное использование торговых площадей и франчайзинг.
Второй вариант — при превышении доли в 25% запретить приобретать или арендовать дополнительную торговую площадь для продажи продуктов питания, но исключить из этого ограничения непродовольственные товары. Третья обсуждаемая идея — повысить предельно допустимую долю рынка до 35% с 25%.
Другое предложение касается реализации ретейлерами товаров через собственные онлайн-платформы и маркетплейсы. В этой части предлагается отменить ограничение при реализации товара поставщиком от своего имени через цифровую платформу, которая входит в одну группу лиц с торговой сетью.
С точки зрения выравнивания условий регулирования между офлайн-ретейлерами и маркетплейсами, участники рынка торговли обсуждают идею «исключить (для нескольких статей закона — прим. ТАСС) ограничения, предусмотренные в законе о торговле исключительно для торговых сетей, а не для всех лиц, осуществляющих торговую деятельность».
О выплачиваемых поставщиками вознаграждениях
Ряд обсуждаемых предложений касается размера вознаграждений, которые поставщики могут выплачивать торговым сетям, и перечня возможных услуг. Ретейлеры также сформировали несколько вариантов изменений. Первый — отменить ограничение в 5% для торговых сетей на совокупный размер вознаграждения.
Второй вариант — отменить ограничение в 5% на плату за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг. Третий вариант — исключить логистические услуги, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров из ограничения на размер платы.
Одновременно предлагается отменить запрет для торговых сетей на иные виды вознаграждения, не предусмотренные законом о торговле, а также исключить исследования потребительского спроса и подготовку отчетности из услуг по продвижению товаров.