
За первые три месяца 2025 года утильсбор принес в бюджет 97 млрд рублей — на треть меньше, чем годом ранее, следует из предоставленных «Известиям» в Минфине данных. Пока собрать удалось менее 10% от плана на год. И это несмотря на то, что с 1 января ставка налога очередной раз выросла. Причина — в резком снижении продаж новых авто из-за их высокой стоимости и недоступности кредитов. Утильсбор поступает в казну, а затем эти средства перенаправляется в форме субсидий на поддержку автопроизводства в РФ. Как это может отразиться на ситуации в отрасли — в материале «Известий».
Утильсбор в 2025 году.
Поступления в федеральный бюджет от утильсбора резко сократились в начале 2025-го. В I квартале по этой статье доходы составили 97 млрд рублей — это почти на треть меньше показателя прошлого года (142 млрд), следует из предоставленных «Известиям» в Минфине данных. В этом году большая часть суммы пришлась на ввозимые транспортные средства — 91 млрд, а остальное — на произведенные в РФ.
Изначально доходы бюджета от утильсбора на весь 2025-й закладывались на уровне 2 трлн рублей, однако при пересмотре финплана в мае прогноз снизили до 1,5 трлн, следует из поправок Минфина. Но поступления всё равно значительно отстают от ожиданий — за три месяца удалось собрать менее десятой части.
Деньги по этой статье недопоступают даже несмотря на то, что сумма сбора постоянно увеличивается. Последняя индексация была 1 января — в зависимости от вида транспортного средства ее увеличили на 20%.
Справка «Известий».
Утильсбор — это своего рода одноразовый экологический налог, взимаемый с производителей авто в России, а также импортеров-юрлиц и физлиц, ввозящих их из-за рубежа. Сбор должен покрывать расходы на переработку и утилизацию транспорта и другой техники (строительной, сельскохозяйственной), когда они перестают эксплуатироваться. А также деньги, полученные с этого платежа, государство направляет на поддержку российского автопрома.
Для расчета суммы утильсбора нужно умножить его базовую ставку на коэффициент. Эти показатели зависят от типа транспортного средства, его возраста и других характеристик. Сейчас действуют такие базовые ставки налога:
— для легковых автомобилей — 20 тыс. рублей, — для остальных типов транспорта — 150 тыс., — для самоходных машин и прицепов — 172,5 тыс.
Коэффициенты же отличаются в зависимости от нескольких параметров и каждый год повышаются. В основном они зависят от целей ввоза, возраста машины, объема двигателя. В этом году для продажи действуют коэффициенты от 9,01 до 180,24. Таким образом, сумма коммерческого сбора за легковой автомобиль может составлять от 180,2 тыс. до 3,6 млн рублей.
Если же физлицо везет легковушку из-за рубежа для личного использования, то коэффициент в зависимости от возраста составляет от 0,17 до 0,26, и, соответственно, платить надо от 3,4 тыс. до 5,2 тыс. рублей.
Почему сократились поступления от утильсбора.
Основная сумма утильсбора поступает от импорта транспортных средств и спецтехники, а также от их производства в России без выполнения специальных утилизационных обязательств, напомнил младший научный сотрудник Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН Ярослав Дубенков.
Доходы от утильсбора снижаются, поскольку продажи машин в РФ рухнули в 2025 году, пояснил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. В частности, за первые три месяца число реализованных легковушек по сравнению с прошлым годом упало на 25%, до 247 тыс., грузовиков — на 46% (15,4 тыс.), автобусов — на 55% (2,5 тыс.). Люди стали меньше покупать транспортные средства из-за снижения доходов, роста цен на авто, усиления контроля за параллельным импортом, подчеркнул эксперт.
При этом сейчас в РФ дорогие кредиты — ключевая держится на заградительно высоком уровне в 21% уже более полугода. А машины зачастую как раз приобретают на заемные средства. Как писали ранее «Известия», в начале 2025-го выдачи автокредитов рухнули до минимумов за два года.
Кроме того, в последние месяцы многие люди стали активнее использовать возможности для уменьшения сборов — они оформляют технику как бывшую в употреблении, снижая тем самым ставку сбора, рассказал Ярослав Дубенков. Или же, например, поставляют автомобили из дружественных стран (в частности, из ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии). Однако с 1 мая сбор рассчитывается исходя из разницы между средней рыночной ценой автомобиля в России и фактической стоимостью покупки в странах-партнерах, то есть эту лазейку прикрыли.
Что будет с ценами на авто в 2025-м.
Доходы от утилизационного сбора зачисляются в федеральный бюджет. При этом часть этих средств действительно идет на утилизацию автомобилей, а часть — на инструменты поддержки и стимулирования российского авторынка, подчеркнул доцент Президентской академии Павел Грибов. Как отмечал российский лидер Владимир Путин, такой сбор — это способ поддержать отечественного производителя не нарушая международные требования.
Судя по бюджетному плану, субсидии российским производителям колесных транспортных средств (ТС) в 2025-м предусмотрены в размере 819 млрд против 350 млрд рублей годом ранее.
Снижение доходов от утильсбора может привести к сокращению объемов господдержки автопроизводителей, полагает Владимир Чернов из Freedom Finance Global. Однако, по его мнению, вряд ли это произойдет — в стране всё равно продолжат поддерживать эту отрасль и автопроизводители получат субсидии в необходимом объеме. Вероятно, власти будут искать дополнительные средства на эти цели, полагает Владимир Чернов.
— Например, субъектам дали поручения активнее участвовать в софинансировании программ автопроизводства — особенно там, где есть заводы. Кроме того, крупные системообразующие автозаводы, такие как АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, могут получить прямые льготные кредиты и капитальные вложения из структур развития, — отметил Ярослав Дубенков из РУДН.
«Известия» направили запрос в Минпромторг и спросили, как изменится объем субсидий на развитие автопрома в связи с уменьшением поступлений от утильсбора.
Повышение сбора напрямую ведет к росту цен на автомобили. В 2024-м стоимость легковушек в среднем уже увеличилась примерно на 40%. В этом году утильсбор увеличился на 20% — на столько же может подняться стоимость машин.
По словам Владимира Чернова, это может привести к дополнительному снижению спроса и, соответственно, к уменьшению поступлений от утильсбора. Он считает, что бюджет может получить лишь 1−1,1 трлн рублей из запланированных в обновленном бюджете 1,5 трлн.