Российские предприниматели стали реже выходить на маркетплейсы

Банк Точка сообщает о первом за пять лет снижении числа регистраций новых компаний и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на торговле через онлайн-маркетплейсы. Данные получены из государственных реестров ЕГРИП, ЕГРЮЛ и МСП.

Источник: Market Power

В 2024 году было зарегистрировано 194 400 новых организаций, работающих по ОКВЭД «торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет», что на 7% меньше, чем годом ранее. Несмотря на это, маркетплейсы сохраняют лидерство по числу новых бизнесов с 2021 года.

Представитель Wildberries сообщил об увеличении числа активных продавцов на 22% в годовом выражении за 2024 год. Ozon заявил, что к концу 2024 года сотрудничал с более чем 600 000 предпринимателей, что на треть больше, чем в предыдущем году. В компании отметили, что снижение темпов роста связано с эффектом высокой базы, и прежние темпы роста в 2−3 раза, как в 2021—2022 годах, уже невозможны.

Вместе с маркетплейсами растут и смежные отрасли. Складирование поднялось с 99-го на 50-е место в рейтинге регистраций новых компаний, а курьерские услуги — с 79-го на 46-е. Согласно исследованию Точки, в 2024 году в сфере грузоперевозок зарегистрировано 80 700 компаний, в строительстве жилых и нежилых зданий — 50 300, в розничной торговле в неспециализированных магазинах — 50 200, а в сфере прочих персональных услуг — 42 500. К концу 2024 года в России работало 7,8 млн компаний, 84% из которых — малый и средний бизнес. Количество новых регистраций превышает число ликвидаций третий год подряд.

Михаил Бурмистров, гендиректор Infoline-аналитики, считает, что Wildberries, Ozon и Avito создали для предпринимателей возможности для продаж по всей стране. Wildberries и Ozon имеют более 120 000 пунктов выдачи, что втрое больше, чем у Почты России, что позволяет малому бизнесу охватить отдаленные регионы.

Фото предоставлено Ozon.