Печать интеллекта: банки автоматизируют платежи клиентов на основе их привычек

Когда приложения начнут самостоятельно отправлять деньги на погашение долгов и родственникам.

Источник: Freepik

Банки начинают автоматизировать финансовые услуги для физлиц, основываясь на привычках и особенностях поведения каждого отдельного клиента. Сейчас они уже внедряют ИИ для облегчения пользовательских сценариев — например, в день зарплаты предлагают готовые варианты, как лучше раскидать средства между долгами и счетами для сбережений. Такой функционал внедрят в Т-Банке в июне, выяснили «Известия». Изучают возможности автоматизации рутинных операций и в других банках. Новые сервисы помогут россиянам не пропустить важные платежи и освободят от допнагрузки, считают эксперты. Однако созданные шаблоны трансакций для безопасности всегда должны контролироваться человеком. О том, как меняется ландшафт взаимодействия банка с клиентом, — в материале «Известий».

Как банки переходят от рекомендаций продуктов к персонализированной автоматизации

Кредитные организации начнут автоматизировать привычные платежи пользователей. Например, Т-Банк запустил сервис «Распределение»: на основе анализа предыдущих трансакций и поведения пользователя он будет автоматически формировать список рекомендаций по регулярным платежам и переводам клиента. Потом человек сможет подтвердить выбранные направления и суммы переводов и в один клик распределить средства.

Так клиент сможет быстро направить деньги на различные цели — между своими счетами или счетами родственников, вкладами, инвестициями и платежами по кредитам, рассказали «Известиям» в финансовой организации. Там ожидают, что сервис избавит потребителей от большей части ручных операций и сложных расчетов.

Сумму платежа можно самостоятельно поменять в любой момент. Рекомендации будут автоматически подстраиваться под изменения платежного профиля клиента. При этом все действия будут выполняться строго под контролем пользователя, подчеркнули в банке.

Там добавили: сейчас сервис работает в тестовом режиме. До конца июня он станет доступен всем клиентам.

— Сегодня люди тратят много времени на ручное управление финансами — зарплату переводят на разные счета, вклады, ипотеку, сами контролируют даты платежей, пытаясь не забыть о своих финансовых целях. По нашим данным, 75% клиентов заранее планируют свои расходы как минимум на месяц вперед, — сообщил вице-президент, заместитель директора департамента платежных систем Т-Банка Сергей Хромов.

По его словам, сервис позволит ускорить этот процесс. В будущем он станет для клиента персональным финансовым помощником, ожидает Сергей Хромов.

В Делобанке сообщили, что следят за развитием ИИ-инструментов в банковской сфере и видят в них значительный потенциал. Там изучают возможности применения искусственного интеллекта для автоматизации рутинных операций. А также для повышения точности прогнозирования рисков, персонализации клиентского обслуживания и выявления мошеннических операций. В будущем банк планирует расширять использование ИИ.

Над персонализацией клиентского опыта ранее также работали в «Сбере». Там вводили систему, которая распознает поведенческие паттерны в трансакциях клиента и его интересы к продуктам и сервисам банка. За счет этого кредитная организация предлагала актуальный для него продукт, исходя из его жизненных и финансовых обстоятельств.

Участники банковского рынка уже широко используют искусственный интеллект в различных бизнес-процессах: для взаимодействия с клиентами, управления рисками, аналитики, мониторинга и совершения операций, рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ. Там добавили: есть и значительный потенциал его дальнейшего применения. Он может повышать эффективность финансовых организаций и качество оказываемых ими услуг.

Однако интенсивное развитие технологий ИИ не только создает новые возможности, но и несет определенные вызовы и риски, напомнили в регуляторе.

Банк России продолжит содействовать развитию искусственного интеллекта на финансовом рынке. Регулятор сейчас работает над кодексом этики применения ИИ на финансовом рынке для минимизации рисков, отметили в ЦБ.

Эксперты — про автоматизацию банковских операций

Качественная автоматизация финансовых услуг — это большое подспорье и для пользователей, считает частный инвестор, основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров.

— Наши карты давно перестали быть только средствами платежа. Это еще и подписка на сервисы экосистем банков, интерактив, использование «плюшек» от коллабораций брендов с кредитными организациями, применение накопленных баллов в системе лояльности, открытие неметаллических счетов и другие банковские и небанковские продукты. Чтобы успеть за предложениями, нужна кастомизированная система с учетом потребностей и привычек, — считает Федор Сидоров.

Автоматизация заметно облегчает управление финансами в условиях современной информационной перегрузки и нехватки времени, добавила CEO маркетингового агентства Concretto Ольга Болина. По ее мнению, автоматическое распределение средств по заранее настроенным сценариям, включая регулярную оплату коммунальных услуг или создание резервов, освободит владельцев счетов от дополнительной нагрузки и минимизирует риск пропуска важных платежей.

При этом вопрос безопасности и контроля остается ключевым, предупредил директор по информационным технологиям финансовой группы БКС, основатель академии ИТ-менеджмента IPWK Алексей Карпунин. Он добавил: любые действия, предлагаемые или совершаемые ИИ, обязательно должны проходить проверку и одобряться клиентом. Необходима многоуровневая система верификации — как со стороны пользователя, так и с помощью внутренних алгоритмов банка. Только так можно обеспечить доверие к системе и предотвратить возможные риски.

Глобально банки уже несколько лет активно внедряют технологии на базе ИИ как в бизнес-модели, так и в операционные процессы, рассказала эксперт по стратегическому и операционному развитию компаний финансового сектора Ольга Бледнова. По ее словам, такую работу проделывают также страховые компании и брокеры.

С помощью ИИ финансовые организации, например, формируют инвестиционный портфель клиента, помогают управлять деньгами — внед­ряют персональных финансовых помощников и консьерж-сервисы, отметила эксперт.

Дело в том, что использование искусственного интеллекта позволяет максимально упростить выполнение базового функционала — той машинальной работы, которая может занимать до 90% рабочего времени сотрудников, сообщил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. По его словам, так компании способны сэкономить сотни миллионов рублей.