Узнайте меры: размер потенциальных штрафов для маркетплейсов хотят снизить вдвое

Депутаты встали на сторону бизнеса в регулировании онлайн-торговли.

Источник: Shutterstock

Депутаты хотят заранее избавить маркетплейсы от потенциальных миллионных штрафов и установить для них налоговую амнистию. Речь о подготовленном правительством законопроекте о платформенной экономике. Парламентарии от «Единой России», «Справедливой России — За правду», ЛДПР и «Новых людей» попросили кабмин доработать ряд жестких мер из документа. Он может быть внесен в Госдуму правительством в ближайшее время, рассказали «Известиям» в нижней палате парламента, где тем не менее поддерживают необходимость регулирования онлайн-торговли.

Какие требования для маркетплейсов депутаты считают избыточными

Штрафы для маркетплейсов за нарушение правил торговли, которые отражены в подготовленном правительством законопроекте «О платформенной экономике» в нижней палате, предлагают снизить в два раза, так как их нынешний размер может привести к разорению участников рынка. Об этом «Известиям» рассказали депутаты Госдумы. Они направили в кабмин рекомендации по доработке законопроекта по итогам круглого стола по доработке правительственного законопроекта, он прошел с участием четырех фракций «Справедливой России — За правду», «Единой России», ЛДПР и «Новых людей».

Справка «Известий»

Законопроект «О платформенной экономике в РФ» разработали в 2024 году в Минэкономразвития при участии Минпромторга и Минцифры по поручению правительства. Документ был направлен на создание правовых основ платформенной экономики, регулирование отношений между операторами платформ, их партнерами и пользователями. Кроме того, он должен был защитить потребителей от покупки несертифицированных и опасных для здоровья товаров, создать удобные сервисы, обеспечить предсказуемость взаимодействия граждан и бизнеса с цифровыми платформами. Однако с первых дней после того, как версия документа стала публичной, законопроект подвергся серьезной критике со стороны бизнеса, который был не согласен со слишком широкой трактовкой критериев цифровых платформ и избыточными требованиями. Версия текста неоднократно редактировалась. В феврале Минэк внес проект закона в правительство, а в I квартале ожидалось, что его направят в Госдуму. Но этого до сих пор не произошло, так как по ряду вопросов компромисс достигнут не был.

«Известия» ознакомились с последней редакцией пакета из трех документов, направленных на регулирование онлайн-торговли. Речь идет о законопроектах «О платформенной экономике в РФ», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “О платформенной экономике в РФ”, а также законопроекте с поправками в КоАП. За подписью первого замглавы Минэка Максима Колесникова они были направлены 31 марта трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В обращении в кабмин, с которым ознакомились «Известия», говорится, что депутаты поддерживают системный подход правительства в регулировании деятельности цифровых платформ. При этом они считают, что до сих пор остается неурегулированным целый ряд вопросов.

В частности, парламентарии предлагают проработать вопрос применения штрафных санкций и отказаться от решений, которые повлекут чрезмерную административную нагрузку, что в итоге снизит темпы развития добросовестных участников рынка.

«Обсуждаемые сейчас размеры штрафных санкций (до 500 тыс. рублей за любое нарушение закона о цифровых платформах и от 1 до 2 млн за нарушение порядка размещения предложений о продаже товаров) представляются завышенными», — говорится в документе.

— Мы считаем, что штрафы для маркетплейсов необходимо снизить в два раза. В нынешнем виде механизм их применения представляется недостаточно проработанным, — пояснила «Известиям» участник круглого стола, глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества от фракции «Справедливая России — За правду» Яна Лантратова.

При этом, по ее мнению, законодательство должно предусмотреть защиту прав потребителей в части соблюдения качества и безопасности товаров, которые реализуются через цифровые площадки.

— Вопрос штрафов должен решаться по-другому. Если мы представим себе количество возможных нарушений со стороны маркетплейсов, среди которых будут технические и легкоустранимые, и умножим их на миллионные суммы штрафов, то размер наказания, конечно, будет достаточно серьезной угрозой для электронных площадок, — согласен еще один участник круглого стола, зампред комитета ГД по экономической политике от фракции «Единая Россия» Артем Кирьянов.

Он подчеркнул, что в целом законодательное регулирование платформенной экономики давно назрело. По его словам, ожидается внесение законопроекта правительством в течение недели, это будет отправная точка для начала регулирования данной сферы.

— Мы всё больше пользуемся услугами маркетплейсов, деятельность которых становится для потребителей неотъемлемой частью жизни, возможно, стационарная торговля просто в будущем перестанет существовать. Поэтому в своих рекомендациях мы обратили внимание на те вопросы, которые сегодня беспокоят отрасль и являются чувствительными, — пояснил «Известиям» представитель фракции ЛДПР, глава комитета по труду Ярослав Нилов.

Поэтому все предложения, подготовленные по итогам круглого стола, должны быть внимательно изучены и проработаны правительством. Нельзя создавать условия, при которых бизнесу будет невыгодно и опасно работать, подчеркнул депутат.

Кроме того, в направленном в кабмин документе парламентарии предлагают отказаться от введения ограничений на проведение акций и предоставление скидок за счет платформ (в том числе в виде постоянно действующей скидки для покупателя), не влияющих на доходность продавца. При этом они считают необходимым согласиться с недопустимостью принуждения продавцов к снижению цены на товар.

Помимо этого депутаты считают важным разработать проект «налоговой амнистии» и переходный период для продавцов на маркетплейсах, которые хотят вернуться из регионов льготными налоговыми ставками в регионы фактического присутствия бизнеса.

«Известия» направили запросы в кабмин и ФАС с просьбой прокомментировать предложения депутатов.

Как оценивают регулирование онлайн-площадки

В пресс-службе ФАС «Известиям» сообщили, что поддерживают принятие законопроекта «О платформенной экономике в РФ».

— Одной из важнейших задач в условиях цифровой трансформации экономики является защита продавцов и покупателей при работе на цифровых товарных рынках, — пояснили в ведомстве.

Там также сообщили, что в 2025 году ФАС выдала предупреждения онлайн-площадкам за непрозрачный механизм участия продавцов в автоакциях. Ведомство считает, что такие действия несут существенные риски для предпринимателей: они лишаются права управлять ценами на собственные товары.

— Служба получила от маркетплейсов подтверждающую информацию о завершении технических работ по созданию добровольного и прозрачного механизма участия продавцов в акциях и доработке оферты для продавцов. Ведомство анализирует представленные сведения, проверка не завершена. ФАС проконтролирует исполнение предупреждений в полном объеме, — подчеркнули в службе.

ФАС продолжает изучать практику ведущих компаний интернет-торговли по предоставлению скидок за счет собственных средств на предмет ее соответствия требованиям антимонопольного законодательства, указали в службе. При этом там отметили, что принимаемые меры не будут сдерживать создаваемые положительные эффекты развития интернет-торговли.

Предложений по ограничению маркетплейсов в проведении акций и предоставлению скидок за счет платформ документ пока не содержит. Но с такой просьбой ранее обратилась в кабмин Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Правительству предлагалось закрепить в законопроекте «О платформенной экономике» следующую норму: маркетплейсы не смогут инвестировать в цену товаров более 10% от своего годового оборота.

«Известия» направили запросы в маркетплейсы с просьбой прокомментировать предложения депутатов.

В пресс-службе Wildberries&Russ сообщили, что принимали участие в круглом столе и поддерживают указанные пункты, которые легли в основу резолюции по его итогам.

— В частности, за нарушение требований в текущей редакции законопроекта для платформ предусмотрен достаточно большой штраф в размере от 500 тыс. до 2 млн рублей. На наш взгляд, он может быть несоразмерен его предмету и требуется рассмотреть возможность дифференциации размера удержаний в зависимости от степени опасности деяния — в противном случае с учетом размытости формулировок и отсутствием судебной практики этот пункт законопроекта рискует пессимизировать темпы дальнейшего развития отрасли электронной торговли, — пояснили «Известиям» в компании.

Также там отметили, что поддерживают указанное в резолюции положение об отказе от введения ограничений на предоставление скидок за счет платформ: скидки платформ способствуют не только повышению лояльности потребителей, но и росту их благосостояния, позволяя обеспечивать миллионы граждан товарами по доступной цене, не снижая при этом доходы продавца.

— Что касается участия продавцов в акциях маркетплейса, то оно всегда исключительно добровольное. Более того, мы предоставляем возможность временной и бессрочной блокировки участия товаров в акциях, что позволяет селлерам гибко управлять своей стратегией продаж, — указали в пресс-службе.

Как показывает статистика, маркетплейсы сегодня и так подвергаются большому количеству штрафов, если они будут многократно увеличены, то все эти расходы лягут на потребителей, заявил «Известиям» директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

— В мировом тренде сейчас, наоборот, снижать административную ответственность на бизнес. Ведь массовые штрафы бьют по предпринимателям, а затем и по конечным покупателям, то есть по населению, — пояснил эксперт.

Впрочем, эксперт считает, что контроль всё же нужен, так иногда бизнес использует странные схемы для увеличения прибыли, но лучше оказать ему помощь, чем просто штрафовать. Глава общественного совета при Роспотребнадзоре, руководитель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов придерживается иной точки зрения.

— При той роли, которую сегодня играют маркетплейсы, объему товарооборота они должны быть максимально ответственны и следить за тем, что происходит на их площадках как с точки зрения качества продукции, так и легальности продавцов. В этих условиях говорить о смягчении санкций к ним не приходится, — считает общественник.

По его словам, всё это время и сейчас маркетплейсы работают в режиме либо минимальных санкций, либо их полного отсутствия. Именно поэтому во многих сегметах это приводит к нарушению прав потребителей, продавцов и их партнеров. Задача штрафов не покарать, а лишить стимула допускать эти нарушения, пояснил он.