Шашечки — и ехать: таксисты переходят в «сервис аренды машин с водителем»

Что стало причиной и какое решение видят в отрасли.

Источник: Getty Images

Агрегаторы такси стали отказываться от одноименного названия в пользу «сервиса аренды машин с водителем». Эта модель бизнеса не предполагает дорогого ОСАГО и страховки перевозчика ОСГОП, медосмотров и техосмотров, путевых листов, как в таксопарках больших городов. Но при этом нельзя рисовать «шашечки» в символике. Такая схема позволяет частникам на личных автомобилях выделиться в новый сегмент перевозок, не зарегулированный так же сильно, как такси.

Частник на личной машине — это не такси

Сервисы такси, где работает много водителей на своих автомобилях, начали отказываться от одноименного названия и переходить в другие виды перевозок. Один из крупнейших агрегаторов, «Максим», аккумулирующий до 70% легального рынка легковых перевозок в регионах, заявил о переходе на схему аренды машин с водителями, которая не подпадает под действие закона о такси. Триггерами этого стали ужесточение контроля в регионах за медосмотром таксистов, дополнительные страховки перевозчиков ОСГОП, а также закон о локализации машин.

Действующий закон о такси писался в основном под таксопарки в крупных городах, но он недостаточно учитывает интересы частных водителей, время от времени подвозящих пассажиров на личных автомобилях, рассказал «Известиям» директор сервиса Максим Шушарин. Это разные модели бизнеса, и объединять их в один закон было ошибкой.

Он считает, что для частника на личном автомобиле требования закона объективно невыполнимы. В стране отсутствует инфраструктура медицинских, технических осмотров. Стоимость страховки по тарифу такси зачастую превышает годовую выручку такого водителя.

Мы подсчитывали, сколько потребуется средств для создания инфраструктуры по прохождению медосмотров по Курганской области, рассказал «Известиям» зампред комитета по защите конкуренции Госдумы РФ Сергей Лисовский. Каждый антивандальный терминал для дистанционного медосмотра стоит порядка 700 тыс., а таких нужно 196 штук на регион. Плюс аренда мест на АЗС или в торговых центрах, техническое обслуживание хотя бы раз в неделю. В результате размер единовременных вложений в инфраструктуру достигает 200 млн рублей.

Такие траты бюджету региона осилить трудно. А частники на личных машинах это ключевой транспорт для области, так как плотность населения низкая и автобусные маршруты на многих направлениях нерентабельны, отмечает депутат.

По данным сервиса «Максим», если частника с таксистским разрешением поймают без медосмотра, то штраф составит 30−50 тыс. рублей. А если водитель отказывается от разрешения, то за это же нарушение наказание — от 500 до 2 тыс. рублей. Неудивительно, что многие сдирают «шашечки» с бортов, аннулируют официальные разрешения в реестре такси и работают через Telegram-чаты всерую, отметил глава сервиса. На данный момент от разрешений отказалось порядка 30−40% частников в регионах, сообщили в агрегаторе.

— Чтобы оставить водителей-подработчиков в правовом поле, мы перешли на схему «аренды машины с водителем». За рубежом эта бизнес-модель называется «райдхейлинг», — рассказал Максим Шушарин.

Она предполагает кратковременное использование личного транспорта для подработок на дорогах без использования дорогостоящей инфраструктуры таксопарков.

В регионах легковые перевозки почти на 95% осуществляются самозанятыми на личных машинах. Но классическим такси они не могут считаться, сказал «Известиям» руководитель Объединения самозанятых России Иван Литвинов.

Закон о такси не запрещает другие виды легковых пассажирских перевозок, в том числе аренду транспорта с водителем. Они предусмотрены ст. 632, 633 Гражданского кодекса РФ, и на них не распространяются нормы закона (ФЗ-580).

Частным водителям, которых в стране порядка 2,5 млн, нужно отдельное регулирование, считает эксперт.

По словам Сергея Лисовского, в Госдуме сформировалась рабочая группа по выработке новых поправок в ФЗ-580. Предлагаются два пути решения проблемы. Для начала нужно упростить процедуру медицинского контроля и сделать ежегодную диспансеризацию обязательным условием при подключении к агрегатору (служба заказа легкового такси). Второй путь — подготовить отдельный законопроект, регламентирующий легковые перевозки по договору аренды авто с водителем (самозанятый на собственном автомобиле). На это может уйти до двух лет, считает депутат.

Как рассказали «Известиям» в Минтрансе, при перевозках по заказу на легковых авто посредством заключения договора фрахтования в письменной форме получение дополнительных разрешений не требуется. Однако при наличии исчерпывающих доказательств об осуществлении перевозок в качестве легкового такси под видом заказных перевозок нарушителя оштрафуют по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, отметили в ведомстве. Согласно кодексу, штраф за такое нарушение составляет 2−2,5 тыс. рублей.

«Известия» направили запросы другим агрегаторам легковых перевозок. В «Яндекс Такси» воздержались от комментариев.

Замена иномарок на отечественные машины

Эксперты подтверждают, что сервисы такси осваивают модель бизнеса «аренды машин с водителем».

— Законопроект о перевозках легковыми машинами в виде «аренды с водителем» нужен, чтобы не классифицировать их как такси, — считает Иван Литвинов. — Услуги частных водителей на личных автомобилях нуждаются в дополнительной регламентации в части отраслевых стандартов, порядка уплаты налогов, гарантий и защиты профессиональной деятельности.

Сейчас обсуждается инициатива урегулировать этот сегмент в рамках законопроекта о платформенной экономике, отметил эксперт.

По его словам, правила должны быть простые и понятные. Регистрация самозанятости и уплата налога на профессиональный доход — основные условия допуска к заказам. Дополнительно необходимы справки об отсутствии судимостей по тяжким статьям, отсутствии алкогольной и наркотической зависимости. Никаких требований к цвету авто, ежедневных осмотров, путевых листов и дополнительных страховок быть не должно, но допуск к заказам должен быть только через агрегатора, считает эксперт.

Минимум 97% таксистов в регионах не проходят ежедневный медицинский и техосмотр, так как физически это сделать негде, да и в них нет никакого смысла, рассказал «Известиям» председатель Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев. Три четверти перевозок осуществляются водителями, находящимися в серой зоне из-за явно избыточного регулирования, введенного законом «О такси». Они не только не платят налогов, но и плодят коррупцию на дорогах, считает он.

Эксперты отмечают, что частные водители не могут обеспечить и требование закона о локализации машин такси. По словам Ивана Литвинова, физлицам недоступен лизинг, а самозанятые не включены ни в одну программу cубсидирования.

— Сейчас закупки авто даже в таксопарках Москвы упали многократно, — рассказал «Известиям» инвестор такси «Шоколад» Спартак Заболотский.

По его словам, никто не может платить ставку лизинга в 30% и перевозчики продлевают срок эксплуатации старых машин.