
Хотя формально запрет на использование криптовалют в качестве средства платежа существует уже несколько лет, до сих пор он оставался без серьезных последствий для участников рынка. Однако сейчас власти готовы перейти от слов к делу: если инициатива будет одобрена, физическим и юридическим лицам за оплату криптовалютой может грозить реальное наказание. По словам директора правового департамента ЦБ РФ Андрея Медведева, штрафы могут составить от 100 тыс. рублей до одного миллиона. О грядущих изменениях чиновник заявил на очередном международном юридическом форуме, который сейчас проходит в Санкт-Петербурге.
В Ассоциации промышленного майнинга, куда мы обратились за комментарием, согласны с такой позицией. «Законным средством платежа на территории Российской Федерации является рубль. В дополнение отметим, что цифровая валюта для целей налогообложения считается имуществом, о чем в конце прошлого года были внесены изменения в НК РФ», — уточнил глава Ассоциации Сергей Безделов.
Сперва разберемся: в каких случаях криптовалюту вообще можно использовать легально. Российское законодательство разрешает владеть, покупать, хранить и передавать цифровую валюту другим лицам. Однако использовать ее как средство расчета за товары, услуги или выполненную работу — запрещено. Такое положение закреплено в законе «О цифровых финансовых активах», вступившем в силу в 2021 году. По сути, криптовалюта в России признается имуществом, но не деньгами. И хотя запрет формально существует, до последнего времени он оставался лишь на «бумаге»: за его нарушение не предусматривались ни штрафы, ни другие санкции.
Что хотят изменить?
Новая инициатива, предложенная в Государственной думе, предлагает изменить эту ситуацию. Законодатели хотят закрепить административную ответственность за использование цифровой валюты в расчетах, вне зависимости от того, кто является участником сделки — физическое лицо, ИП или компания.
Размер потенциальных штрафов будет варьироваться в зависимости от статуса нарушителя. Суммы штрафов планируются следующие: для граждан — от 100 до 200 тыс. рублей, для юридических лиц — от 700 тыс. до миллиона рублей. Документ, как предполагается, будет оформлен в виде поправок в Кодекс об административных правонарушениях (статья 15.49). Сейчас нововведение находится на стадии обсуждения с участием представителей Минфина, Центробанка и силовых структур. В этом контексте «примечательно также заявление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о возможности допуска к инвестициям в криптовалюты для определенных участников рынка, что может сигнализировать о постепенной эволюции позиции регулятора», — считает старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Кава Ходжа.
Зачем нужна эта инициатива?
В первую очередь — для стремления государства сохранить контроль над денежным оборотом и укрепить позиции рубля как единственного законного платежного средства. На фоне роста популярности криптовалют и развития технологий децентрализованных платежей, регулятор видит в них угрозу финансовому суверенитету. Кроме того, операции с криптой часто выходят за рамки текущего регулирования, а значит — возникают проблемы с налогообложением и создаются условия для отмывания средств или финансирования запрещенных организаций.
По мнению Кавы Ходжа, здесь «важно отметить некоторую противоречивость: с одной стороны, жесткое ограничение использования криптовалют внутри страны, с другой — признание необходимости их применения для внешнеэкономической деятельности через экспериментальные правовые режимы. Это свидетельствует о прагматичном подходе властей в условиях санкционного давления».
Не стоит забывать и о международном контексте. Во многих странах криптовалюты давно стали предметом пристального внимания со стороны регулирующих органов. Так, в Евросоюзе принят масштабный регламент MiCA, который устанавливает строгие требования к участникам рынка криптоуслуг. В США расчеты в криптовалютах возможны, но тщательно контролируются налоговыми службами. Китай пошел еще дальше, фактически запретив криптовалютный оборот внутри страны. Россия пока находится посреди, но явно склоняется к использованию ограничительной модели.
Рынок может уйти в тень
И тем не менее, нововведение вызывает вопросы с точки зрения его правоприменения: как именно государство собирается фиксировать сам факт расчета в криптовалюте? Большинство транзакций анонимны или псевдоанонимны. Кроме того, не всегда очевидно, где проходит грань между расчетом и переводом: если один человек перевел другому крипту «в знак благодарности» — будет ли это считаться платой за услугу или просто подарком? Без четких критериев и устоявшейся практики новый закон может стать инструментом избирательного давления, особенно в отношении малого бизнеса и фрилансеров.
Есть и риск возникновения противоположного эффекта. Вместо того чтобы усилить прозрачность, избыточное давление государства в этой сфере может вытеснить оборот криптовалют в еще более непрозрачную зону: через P2P-платформы, децентрализованные биржи, анонимные кошельки и прочие обходные пути. По сути, это может отрезать путь к цивилизованной интеграции криптовалют в отечественную экономику и снижает инвестиционную привлекательность страны в глазах криптобизнеса и разработчиков такого рода услуг.
Что делать пользователям?
Пока закон не принят, россияне могут продолжать владеть и инвестировать в криптовалюту без опасений получить штраф. Однако становится понятным, что теперь любые формы публичных крипторасчетов будут под особым вниманием регулятора. Очевиден и общий вектор властей: исключить анонимное использование криптовалют как средства платежа, подкрепив это конкретными санкциями.
Для тех, кто активно работает с криптовалютами, сейчас — подходящий момент, чтобы пересмотреть свою стратегию. Возможно, стоит четко разграничить инвестиционные операции и любые формы расчетов. А также внимательно следить за развитием законодательства — от его дальнейших формулировок будет зависеть не только правовой статус криптовалюты, но и степень личной ответственности каждого участника оборота цифровых валют.
«Для участников криптовалютного рынка России эти изменения означают необходимость четкого разделения инвестиционной деятельности и платежных операций. Бизнесу следует внимательно отслеживать развитие ситуации вокруг экспериментальных правовых режимов для ВЭД, которые могут открыть определенные возможности в условиях санкционных ограничений», — заключает Кава Ходжа.
«Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией».
Алексей Зотов