Ходовая участь: россияне пересаживаются с прокатных на личные электросамокаты

Чем вызван двукратный рост спроса на такие устройства.

Источник: Freepik

Россияне пересаживаются с прокатных на собственные электросамокаты из-за ужесточения санкций кикшерингом — ограничениями по скорости, наличием зон, где их движение запрещено, недопуску к управлению детей, штрафами и другими. Продажи электросамокатов частным лицам выросли в 1,5−2 раза. В отличие от арендованных устройств пользователи собственных несут ответственность только в случае ДТП, поэтому предпочитают ездить на своих устройствах.

Почему россияне скупают электросамокаты

О том, что в январе — апреле 2025 года в РФ выросли продажи электросамокатов в 1,5 раза в сравнении с тем же периодом прошлого года, «Известиям» рассказал сотрудник одной из компаний-дистрибуторов. По его словам, это происходит на фоне ужесточения штрафов, которые получают пользователи прокатных СИМ (средств индивидуальной мобильности), и ужесточения других наказаний за нарушения, например блокировки аккаунтов. В этой ситуации лучше иметь свой электросамокат — его владельца практически невозможно оштрафовать. Например, за езду вдвоем или неспешивание на переходе: ответственность для него может наступить, по сути, только при совершении ДТП, указывает собеседник «Известий».

— В январе — апреле этого года мы наблюдаем рост продаж электросамокатов почти в два раза, а вот майские данные не показывают такого высокого спроса, объяснением чему служит экстремально холодная погода для этого месяца, — рассказал «Известиям» руководитель направления «Электротранспорт» компании diHouse Роман Никитин. — С одной стороны, невзирая на инфляционные процессы, цены на бестселлеры от ключевых игроков остались на прежнем уровне, а на ряд моделей даже удалось их снизить. С другой стороны, все процессы закупок товара в Китае и их логистика на наш рынок стабилизировались и проходят без временных и прочих задержек.

Кикшеринговые компании действительно регулярно повышают штрафы: так, с 28 апреля Whoosh и «МТС Юрент» усилили борьбу с использованием прокатных электросамокатов несовершеннолетними. С 28 апреля компании втрое увеличили штрафы за их допуск к управлению СИМ — с 10 тыс. до 30 тыс. рублей, сообщили «Известиям» их представители. Исключение — Москва, где штраф уже составляет 100 тыс. рублей.

В компаниях также отметили, что взрослый, допустивший ребенка к управлению самокатом, лишится своего аккаунта в кикшеринговом сервисе. При этом доступ к сервисам усложняются — к примеру, операторы в 2025—2026 годах намерены ввести верификацию доступа к самокатам через «Госуслуги», рассказывал ранее «Известиям» один из них.

Главная причина положительного роста спроса на собственные электросамокаты — ужесточение регулирования в сфере кикшеринга, согласен руководитель направления розничных проектов «Марвел-Дистрибуции» Антон Фомин. Налагаемые операторами ограничения и штрафы приводят к тому, что сейчас намного проще купить электросамокат для личного пользования, чем брать его в аренду, считает он.

Еще одна причина — необходимость замены старых СИМ на новые, добавил источник в компании-дистрибуторе. Активным спросом они начали пользоваться примерно два года назад, при этом где-то к концу второго сезона ресурс самоката вырабатывается, его надо менять, объяснил собеседник «Известий».

Продажи электросамокатов на Wildberries в январе — апреле выросли на 111% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, в натуральном выражении они увеличились на 130%, при этом средний чек снизился на 8%, отметили в пресс-службе Wildberries & Russ. Хотя в абсолютных цифрах оборот электросамокатов значительно превышает оборот электровелосипедов, последние показывают более высокую динамику роста — 440% по общей сумме продаж и 320% в натуральном выражении, добавили там.

Рост продаж электросамокатов связан в первую очередь с тем, что это средство передвижения становится привычным транспортным средством для горожан, считает представитель Whoosh.

— Всё больше людей пробуют ездить, учатся и понимают, что на электросамокате преодолевать короткие расстояния (например, по району или между районами) удобнее и быстрее, чем на машине, особенно в условиях пробок или отсутствия парковочных мест, — перечисляет его представитель.

Рост продаж самокатов он назвал хорошей тенденцией: электросамокаты становятся повседневностью, этим экологичным транспортом начинает пользоваться всё больше людей.

— Конечно, на интерес к кикшерингу это не повлияет. Личный и арендный самокаты используются по разному сценарию. На личном удобно перемещаться недалеко от дома, если есть место для его хранения и хочется, например, пробовать устройства разных моделей. Кикшерингом комфортнее пользоваться в мультимодальных маршрутах, совмещать с другими видами транспорта — например, взять самокат при выходе из метро, — добавили в Whoosh.

В пресс-службе «МТС Юрент» считают, что спрос на электросамокаты продолжает расти, поскольку люди хотят передвигаться без пробок и без автомобиля.

— В сложившейся ситуации, когда ужесточается регулирование шеринговых самокатов, логично, что люди начинают охотнее пользоваться личными электросамокатами, в которых нет ограничений скорости и передвижение которых в настоящий момент никак не регулируется, — отметили в компании. — Это именно та тенденция, о которой мы предупреждали власти, когда говорили о том, что регулирование должно охватывать не только шеринговые самокаты, но и личные.

Каковы перспективы рынка электросамокатов

В Ассоциации операторов микромобильности считают, что в тех регионах, где в отношении кикшеринга занимают жесткую позицию ограничений, растет количество собственных СИМ, на которые не распространяются санкции. Пока муниципальные власти в этом риска не видят, отмечает директор организации Ксения Эрдман.

— По нашим оценкам, частных СИМ (среди которых подавляющее число — электросамокаты) минимум в два раза больше, чем прокатных, то есть около 2 млн. Мы их не замечаем, потому что они черные и не паркуются на улицах, но проблем с ними гораздо больше, чем с прокатными. В основном ДТП происходят из-за существенного превышения скорости, а значит, и травмы более тяжелые. Смертельных случаев с личными СИМ в два раза больше, чем с прокатными. Зачастую такие устройства покупают детям, потому что закон это позволяет, а штрафы кикшеринга за передачу управления несовершеннолетним у операторов выросли, — отмечает Ксения Эрдман.

Участники рынка отмечают, что сейчас растет спрос и на другие, более рациональные СИМ, в частности на электровелосипеды.

— Действительно, мы видим увеличение спроса на альтернативные виды электротранспорта — как СИМ, так и более тяжелую технику, вплоть до электромопедов и электромотоциклов. Однако рано говорить о том, что сегмент классических электросамокатов падает, — указывает Роман Никитин.

В целом перспективы рынка выглядят туманно, считает Антон Фомин из «Марвел-Дистрибуции».

— Есть определенный цикл: аренда дорожает, поскольку операторы закладывают в стоимость растущие риски. В свою очередь, потребители начинают покупать самокаты для себя, чтобы пользоваться ими так часто, как привыкли. В результате количество нарушений снижается, но весьма незначительно, поэтому государство на законодательном уровне «закручивает гайки» уже для физических лиц. Подобное ужесточение отсекает всех, кто катается с нарушением правил (более 30% от всех пользователей), что рано или поздно приведет к сокращению пользователей, — сказал он.

По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, за первые четыре месяца этого года было продано в частные руки 180 тыс. СИМ. Людям надоели ограничения кикшеринговых компаний по скорости, местам для катания и прочему. Особенно высок спрос в Санкт-Петербурге, где власти запрещают использование прокатных самокатов даже в тех местах, где они никому не мешают, добавил он.

Кроме того, самокаты покупают жители небольших городов и сел, где пока нет их проката, заключил Эльдар Муртазин.