ЦОДы предложили запитать от магистральной электросети

Власти рассматривают возможность законодательно урегулировать и закрепить право ЦОДов подключаться к магистральной электросети. Такая схема обеспечивает высокую надежность энергоснабжения при сниженных тарифах на передачу.

Источник: Reuters

Минцифры обсуждает с заинтересованными ведомствами и отраслью возможность законодательно урегулировать и закрепить право центров обработки данных (ЦОДов) напрямую подключаться к Единой национальной энергетической сети (ЕНЭС, магистральные электросети), сообщили РБК в пресс-службе министерства. На то, что такие планы находятся в повестке, указывает принятая в апреле Энергетическая стратегия России до 2050 года.

Как сообщается в документе, в целевом сценарии потребление электроэнергии в России вырастет к 2050 году более чем на 42% по сравнению с уровнем 2023 года. Это произойдет в том числе за счет стремительного развития центров обработки данных и применения технологий искусственного интеллекта (ИИ). А среди принципов, учет которых необходим при достижении цели развития энергетики страны, указано «обеспечение процессов технологического присоединения к электрическим сетям объектов магистральной инфраструктуры, включая информационно-коммуникационную инфраструктуру (центры обработки данных и искусственного интеллекта), совместно с перспективным развитием электроэнергетики».

В Минцифры отмечают, что деятельность ЦОДов востребована в цифровом секторе, поскольку обеспечивает хранение и обработку данных, функционирование ИИ и других цифровых сервисов. Поэтому ведомство готовит для отрасли ряд законодательных мер. Так, «уже разработаны изменения для предоставления льготного доступа операторов ЦОДов к рынку электроэнергии, а также принят в первом чтении законопроект о нормативном регулировании ЦОДов». Подзаконные акты планируется доработать после внесения «соответствующих федеральных поправок».

Министерство сообщило, что не вносило в Энергостратегию-2050 каких-либо инициатив, связанных с центрами обработки данных. Но «вопрос законодательного закрепления возможности подключения ЦОДов к магистральным сетям Единой национальной электросети обсуждается в рамках подготовки к рассмотрению ко второму чтению законопроекта по внесению изменений в закон “О связи”, рассказали в Минцифры. Детали обсуждения там не предоставили. В первом чтении законопроект был принят Госдумой в 2022 году, при этом “поправки ко второму чтению находятся в высокой степени готовности”. Однако “вопрос законодательного закрепления возможности подключения ЦОДов к магистральным сетям еще требует дополнительного обсуждения с заинтересованными ведомствами и отраслью”, заключили в ведомстве.

От источников производства до потребителей электроэнергия передается по электрической сети, которую подразделяют на магистральную и распределительную. Объекты магистральной сети (высоковольтные линии и оборудование мощностью 220 кВ и выше) объединены в Единую национальную электрическую сеть (ЕНЭС).

ЕНЭС обеспечивает передачу электроэнергии от крупных источников производства к региональным распределительным сетям. Организацией по управлению ею ранее являлась дочерняя «Россетям» ФСК «ЕЭС», которая с 2023 года полностью консолидирована в компанию. Сегодня «ФСК — Россети» обеспечивает передачу по своим магистральным и распределительным сетям более 80% всей вырабатываемой в стране электроэнергии.

Что даст ЦОДам доступ к ЕНЭС.

ЦОДы становятся все более энергопотребляющими объектами и при этом испытывают проблемы при подключении к сетям, особенно в Москве и Санкт-Петербурге — там, где они естественным образом сосредоточены, отметил президент Ассоциации отрасли ЦОД Игорь Дорофеев.

В самом ведомстве отмечают, что центр обработки данных представляет собой энергоемкое производство, требующее повышенной энергоподачи. «Для долгосрочного планирования необходимы нормативные положения, позволяющие сбалансировать вопросы энергопотребления, что не является предоставлением “особых условий”, — пояснили в Минцифры.

В пресс-службе Минэнерго в ответ на запрос РБК напомнили, что подключение ЦОДов к ЕНЭС возможно и на сегодняшний день, никаких запретов в российском законодательстве на этот счет не предусмотрено. При этом там подчеркнули, что «все потребители имеют недискриминационный доступ к сетям».

«Россети», в свою очередь, сообщили, что инициатива Минцифры не поступала к ним на рассмотрение. «Вместе с тем считаем необходимым законодательно закрепить, что услуги организации по управлению ЕНЭС смогут получать только системообразующие территориальные сетевые организации», — прокомментировали в пресс-службе компании. Это будет способствовать сдерживанию нагрузки на потребителей, оплачивающих услуги по единым котловым тарифам, и позволит обеспечить равномерное распределение бремени перекрестного субсидирования между всеми потребителями, полагают в «Россетях».

Сейчас ЦОДы имеют ключевое значение для развития цифровых технологий, считают эксперты «Транснефтьэнерго». Кроме того, это критическая инфраструктура, которая поддерживает работу всех информационных систем (банки, клиентские сервисы, транзакции и прочее), и любое отключение электроэнергии приводит к глобальным сбоям, что напрямую влияет на бизнес и жизнь людей. Поэтому главным для ЦОДов является надежность энергоснабжения и месторасположения. Соответственно, более высокую надежность могут обеспечить магистральные электросети.

В свою очередь, законодательство не запрещает потребителям напрямую присоединяться к ЕНЭС, но только при подключении на классе напряжения от 110 кВ, поясняют аналитики компании. А присоединиться к ЕНЭС на уровне 6−35 кВ могут только некоторые виды потребителей, например имеющих объекты связи. При этом в «последние годы у потребителей практически отсутствует возможность подключения к магистральным сетям даже при соблюдении всех норм и готовности вкладываться в строительство объектов сетей 110 кВ».

Руководитель группы аналитики в энергетике Kept Сергей Роженко добавляет, что возможность подключения к ЕНЭС только на классе напряжения от 110 кВ создает определенный барьер на присоединение. Затраты в этом случае можно оценить примерно в 1 млрд руб. Однако для ЦОДов, которые капиталоемки сами по себе, это не является большим препятствием, полагает эксперт. Кроме того, допускает он, при реализации инициативы может найтись лазейка для обхода этого барьера, «потому что в ФСК есть свободные мощности для подключения».

Как объясняет Дорофеев, законопроект, принятый в первом чтении в 2022 году, коррелировал с вопросом о присоединении ЦОДов к электросети. Среди прочего задачей документа было определить в правовом поле понятия «центр обработки данных» и «операторы центров обработки данных», что позволило бы выполнить поручение президента России, данное в 2020 году, о предоставлении ЦОДам льготного доступа на рынок электрической энергии и мощности, говорилось в пояснительной записке. Для этого планировалось отнести термин «ЦОД» к специализированным сооружениям связи.

Текущими Правилами технологического присоединения предусмотрено упрощенное присоединение сооружений связи, поясняет Дорофеев. «Однако де-юре ЦОДы не могут быть сооружениями связи, так как являются зданиями. Здания и сооружения — это противоречащие друг другу термины, что подтверждено термином “сооружение связи” в редакции 124-ФЗ от 29.06.2010. Таким образом, требуется законодательное определение ЦОДа, которое бы подходило под упрощенное техприсоединение. Но оно таким быть не может. Для решения поставленной задачи присоединения к магистральным сетям требуется иная корректировка правил», — рассуждает он.

Эксперты «Транснефтьэнерго» добавляют, что подключение ЦОДов к магистральным сетям обеспечит более низкий тариф на передачу электроэнергии, поскольку во всех регионах он ниже, чем для распределительных сетей. К примеру, в Тюменской области тариф распредсетей на высоком напряжении примерно в пять раз выше тарифа ЕНЭС. «Сетевой тариф занимает значительную часть в конечной цене для потребителя», — констатируют в компании. По оценкам Роженко, тариф магистральных сетей «в несколько раз ниже, чем даже самый лучший тариф распределительных сетей». «Поскольку операционные затраты на электроэнергию — значимая часть эксплуатации ЦОДов, то чем меньше тариф, тем лучше», — говорит он.

Тем не менее тот факт, что сегодня прямое присоединение к ЕНЭС законодательно не запрещено, является неправильным, считает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. «Если речь идет о безусловном присоединении ЦОДов к ЕНЭС и возможности оплаты такими потребителями услуг по передаче по тарифу ФСК, то такая инициатива представляется мне крайне порочной, а ее реализация очень негативно повлияет на развитие электросетевого комплекса», — уверен он.

Перекрестное субсидирование — это механизм, при котором одни группы потребителей оплачивают часть затрат других. Мера создана для того, чтобы часть нагрузки с населения переходила в тариф для промышленности.

Сасим отмечает, что задачами магистральных электросетей являются обеспечение перетока мощности между объединенными энергосистемами (ОЭС) и оптимизация работы генерирующих объектов. А для электроснабжения конечных потребителей, даже очень крупных или энергоемких, существуют распределительные сети. Их экономические показатели крайне чувствительны к динамике полезного отпуска, и возможность прямого присоединения к сетям ЕНЭС уже привела к резкому сокращению этого показателя.

Поэтому предложение об исключении электропотребления ЦОДов из базы расчета региональных тарифов на передачу противоречит логике развития электросетевого комплекса, уверен Сасим. В частности, оно нарушает принципы функционирования системообразующих территориальных сетевых компаний, в обход которых будут оказываться услуги по передаче. Кроме того, «введение подобного рода тарифных привилегий» препятствует борьбе с перекрестным субсидированием, поскольку заниженный региональный энергобаланс завысит уровень региональных тарифов на передачу, что усложнит внедрение дифференциации тарифов для населения.

«ЦОДы ничем не отличаются от любого промышленного потребителя с точки зрения процедуры техприсоединения. Предоставление льгот для таких потребителей, на мой взгляд, будет являться ошибкой, увеличивающей ценовые дисбалансы и формирующей необоснованные конкурентные преимущества для отдельного вида экономической деятельности», — заключает эксперт.