Аналитики описали сценарии для рынка такси из-за новых правил локализации

Новые требования к локализации такси могут лишить отрасль половины водителей. В Аналитическом центре при правительстве рекомендовали смягчить законопроект, расширив перечень допустимых авто, введя субсидии и льготный лизинг.

Источник: Getty Images

Во вторник, 13 мая, Госдума рассмотрит законопроект о требованиях к локализации автомобилей, используемых в такси, во втором чтении. Среди предложенных ко второму чтению поправок — перенос вступления закона в силу на полгода (с 1 октября 2025 года на 1 марта 2026 года), сделать исключения для Калининградской области и Дальнего Востока — и ввести отсрочку до 1 марта 2028 года и 1 марта 2030 года соответственно. Аналитический центр при Правительстве (АЦ) провел оценку влияния законопроекта о локализации автомобилей такси на отрасль.

Согласно исследованию АЦ (есть в распоряжении РБК), если закон вступит в силу в нынешней редакции, отрасль может лишиться до 507 тыс. водителей — это около 51% от общего числа.

Что меняет законопроект.

Законопроект о локализации был принят в первом чтении в январе 2024 года. Инициатива разработана главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и председателем комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Согласно законопроекту, в такси можно будет использовать только автомобили отечественного производства, которым присвоено более 3200 баллов локализации. Позднее список предложили дополнить автомобилями, произведенными в рамках специнвестконтрактов (СПИК), заключенных в период с 1 марта 2022 г. по 1 марта 2025 г.

Инструмент СПИК в России работает с 2015 года (в текущей форме — с конца 2020-го) и предусматривает обязанность инвестора по внедрению или разработке той или иной технологии в обмен на преференции (налоговые льготы, особые условия аренды земельных участков для создания производства и т. д.). За указанный в законопроекте период (2022−2025 годы), в частности, были подписаны соглашения с «Москвичом» и «Моторинвестом».

После 1 марта 2025 года СПИКи останутся возможным вариантом для допуска в реестр легковых такси, но только если их заключение согласовано с правительством. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию.

Во сколько обойдутся изменения отрасли

По оценке АЦ, совокупные выпадающие доходы водителей при приведении парка в соответствие новым требованиям составят до 289 млрд руб. Для частично занятых водителей на личных авто затраты на замену одной машины могут достигать 470,9 тыс. руб., а срок окупаемости — от 16 лет без учета роста тарифов. По расчетам аналитиков, из отрасли могут уйти до 89,5% водителей с частичной занятостью на собственных авто, 35,6% — работающих на арендованных авто с полной занятостью. Среди таксистов с полной занятостью на личных машинах — 15,2% участников рынка рискуют покинуть отрасль.

Согласно исследованию, новые автомобили, соответствующие закону, стоят в среднем в 2,1 раза дороже подержанных (1,73 млн руб. против 840 тыс.). При этом рост цен на отечественные модели опережает рынок: по данным Росстата, за 2023−2025 годы индекс стоимости легкового отечественного авто вырос на 25,7%, подержанной иномарки — на 18,4%, а на новые иномарки, поступающие в такси, по данным аналитиков, максимум на 7%.

В частности, сейчас под требования подходят четыре модели LADA (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич 3» и «Москвич 6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.

Какие меры предлагают аналитики

Негативные последствия можно снизить, уверены в АЦ. Для этого эксперты предлагают расширить номенклатуру доступных автомобилей — особенно с базовым уровнем комфорта.

Так, аналитики рассматривают два альтернативных сценария. В первом к работе в такси допускаются все отечественные бренды автомобилей вне зависимости от года производства и автомобили всех иностранных брендов, произведенных в рамках СПИК, вне зависимости от даты заключения этого контракта. Тогда увеличение доли подходящих для такси автомобилей составит 18%.

По второму сценарию, для работы в такси будут допущены все автомобили, произведенные или собранные в России вне зависимости от года производства — в таком случае прирост составит 42%.

Таким образом, смягчение требований к номенклатуре допускаемых моделей в такси позволит сохранить работу более 240 тыс. водителей с собственными автомобилями на горизонте трех лет, оценивают в АЦ.

Также среди предлагаемых мер — введение льготных программ: субсидирование покупки автомобилей для такси и льготный лизинг моделей, соответствующих новым требованиям. Кроме того, аналитики предлагают смягчить требования для водителей с частичной занятостью и ввести исключения для регионов с высокой долей подержанных авто, особенно для Дальнего Востока и Сибири.

Что происходит на рынке такси сейчас

Согласно данным из исследования, более трети водителей в России используют такси как источник дополнительного дохода. Наибольшая доля водителей на полной занятости наблюдается в ЦФО и СЗФО, а наименьшая — в СКФО и ПФО. Минимальная доля новых автомобилей в притоке в ДФО и СФО вызвана высокой ценовой и физической доступностью подержанных автомобилей, преимущественно японского производства.

Доля новых автомобилей в общем притоке — порядка 31%. В большинстве округов доминируют автомобили с пробегом 6−10 лет, в ДФО и ПФО — старше 10 лет. Наиболее популярные новые модели среди таксистов — LADA Granta (доля в структуре притока такси составляет 8%), Vesta (3%), Haval Jolion (6%), Geely Emgrand (2%), BAIC U5 Plus (2%). В сегменте подержанных — также Granta (4%) Hyundai Solaris (3%), Kia Rio (3%), VW Polo (2%), LADA Priora и Kalina (2%). 1,73 млн руб. — медианная стоимость топ-5 новых авто, поступающих в такси, 840 тыс. руб. — подержанных авто.

Доля водителей с собственными автомобилями и частичной занятостью среди всех водителей с собственными автомобилями составляет 66%, подчеркивают авторы исследования. При этом такие водители в наименьшей степени зависят от доходов от таксомоторной деятельности и не заинтересованы в смене автомобиля. Собственные подержанные автомобили водителей на полной занятости, как правило, собраны в России (кроме ДФО и СФО), но не подходят под требования законопроекта. В то же время в сегменте аренды доля соответствия законопроекту максимальна, но не превышает 20% в среднем по России: таксопарки предпочитают новые авто иностранных брендов.

Ранее один из разработчиков законопроекта, Владимир Гутенев, сообщал РБК, что регулирование рынка такси не должно создавать «неконкурентные условия для бизнеса». Он подчеркивал, что самозанятость не может быть основным вектором развития экономики, поскольку таксопарки несут большую ответственность за безопасность пассажиров, контроль водителей и страхование поездок.

Законопроект уже подвергался критике со стороны представителей отрасли: участники рынка пассажирских перевозок предупреждали о риске дефицита кадров и росте цен, а также предлагали распространить требования по локализации только юрлиц. Свою позицию высказывал и РСПП — в союзе настаивали на годовой отсрочке, доработке госпрограмм поддержки закупок автомобилей для такси и учете региональной специфики и структуры автопарков.