
Экспорт в 1941—1945 годах был важным источником пополнения государственной казны СССР в военных условиях. Доклад о том, как менялись основные статьи советского экспорта во время Великой Отечественной войны, подготовил Российский экспортный центр (РЭЦ, входит в ВЭБ.РФ). Документ есть в распоряжении РБК.
Авторы доклада указывают, что в 1941 году объем советского экспорта резко снизился, что было вполне объяснимо. Вплоть до самого начала войны главным внешнеторговым партнером Советского Союза была Германия, куда поставляли продовольствие, руду, металлы, химическую продукцию. К концу года основные районы сельскохозяйственного производства были захвачены противником, также стали невозможны поставки по многим сложившимся к тому времени торговым маршрутам.
Ситуация изменилась в 1942—1943 годах, когда советский экспорт по объемам вернулся к показателям 1933 года. А основным товаром, который поставлялся за рубеж, стала пушнина. Авторы доклада указывают, что ее доля достигла трети от общего объема экспорта. Всего же за период с 1941 по 1945 год поставки объединения «Союзпушнина» обеспечили стране свыше 26% всей валютной выручки.
«Для понимания масштаба — эта сумма эквивалентна стоимости производства почти 5 тыс. танков Т‑34−85, такого количества хватало на шесть-семь танковых армий», — говорится в докладе РЭЦ.
Естественно, изменились и основные внешнеторговые партнеры СССР. Главными покупателями советской продукции стали США, Иран и Великобритания.
К концу войны основным экспортным товаром стала уже не пушнина, а прядильные материалы и изделия из них, а также продовольствие. В 1945 году объемы советского экспорта превысили 1,5 млрд руб. Из них на поставки хлопка, льна, овечьей шерсти и других тканей пришлось 376 млн руб.
Значимыми позициями в структуре советского экспорта к тому моменту стали черные и цветные металлы (48 млн и 49 млн руб. в 1945 году), автомобили (44 млн руб.), целлюлоза (13 млн руб.), оборудование (10 млн руб.); тракторы и самолеты (по 3 млн руб. для каждой из позиций). Здесь стоит отметить, что, например, автомобили и тракторы предназначались в основном для стран, которые были заняты Советской армией и нуждались в восстановлении, — Болгарии, Румынии, Югославии, Польши.