Россияне стали чаще заказывать иностранные товары из-за укрепления рубля

Россияне стали чаще присматриваться к бытовой технике и гаджетам и заказывать товары с иностранных магазинов из-за укрепление рубля в марте-апреле 2025-го, рассказали «Российской газете» в финансовом маркетплейсе «Выберу.ру». Доллар с начала года подешевел почти на 20%, что активировало отложенный спрос, говорят эксперты.

Источник: Shutterstock

Каждый четвертый опрошенный (26%) стал чаще рассматривать зарубежные товары. Несмотря на ограниченный доступ к большинству иностранных магазинов, россияне заказывают товары через посредников с Amazon, eBay и iHerb. Больше половины из опрошенных стали покупать их на AliExpress, где курс рубля сразу отражается в конечной цене. Особенно востребованными оказались одежда, косметика, витамины и электроника, выяснили аналитики, опросив три тысячи пользователей.

Кроме того, укрепление рубля сделало путешествия финансово доступнее, и многие используют этот момент. Планируют поездки 24% опрошенных. Еще 17% россиян заявили, что стали внимательнее присматриваться к покупке бытовой техники и гаджетов. Среди них 44% уже приобрели их, воспользовавшись более выгодным курсом, а остальные ждут скидок или возможности заказать модели через проверенные каналы параллельного импорта. При этом участники опроса сообщили, что решили откладывать деньги в долларах или евро.

«Укрепление рубля не просто дало кратковременное ощущение стабильности — оно активировало отложенный спрос», — говорит Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики «Выберу.ру».

Укрепление рубля традиционно позитивно сказывается на потребительских настроениях, и не только с психологической точки зрения, отмечает Николай Перепёлкин, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова.

«Динамика цен на зарубежные товары действительно реагирует на укрепление рубля, однако скорость этой реакции различается в зависимости от торговой площадки. — говорит он. — Офлайн-магазины привязаны к ценам поставок товаров уже имеющихся на складе, что ограничивает их в оперативном снижении цены, а электронные площадки более подвижны в своих решениях по ценообразованию и часто напрямую конвертируют оплату в национальных валютах».

Крупные маркетплейсы, такие как AliExpress, обычно используют собственный курс конвертации, который может отличаться от курса ЦБ на 2−5%. В конце апреля официальный курс доллара опустился ниже 82 ₽, хотя в декабре 2024-го превышал 100 ₽ Посредники при заказе с Amazon и eBay чаще ориентируются на актуальный биржевой курс, добавляя к нему комиссию за услуги.

«В связи с многоуровневой системой корректировки цен и ценообразования временной интервал между укреплением рубля и снижением цен может составлять от нескольких дней до нескольких недель. Это связано с необходимостью пересмотра закупочных цен, иногда логистики и других операционных расходов, завязанных на контрактные цены данных услуг. При этом стабильность курса в текущей ситуации во многом зависит от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов и политики ЦБ», — говорит эксперт.

При сохранении текущих тенденций укрепление рубля может продолжиться, допускает Перепёлкин. Это способно привести к возможному дальнейшему снижению цен на импортные товары. Рынок онлайн-покупок стал гибче к изменениям курса валют, если сравнивать с 2022 годом. Сейчас система работает стабильнее, благодаря развитию и стабилизации альтернативных каналов доставки и налаженным схемам оплаты, говорят эксперты. При этом на рынке сформировалась и довольно высокая конкуренция среди продавцов, которые будут вынуждены искать баланс между сохранением прибыльности и удержанием клиентов за счет привлекательных цен.