Европейские автогиганты отменяют годовые прогнозы из-за тарифов Трампа

Европейские автоконцерны сообщили о значительном снижении прибыли в первом квартале 2025 года и массово пересматривают или вовсе отменяют свои годовые финансовые прогнозы. Одной из ключевых причин они называют новые торговые тарифы, введенные президентом США Дональдом Трампом.

В начале апреля администрация Трампа установила 25-процентную пошлину на импорт автомобилей в США. Уже спустя несколько недель, во вторник, президент попытался частично смягчить последствия, подписав указ, направленный на предотвращение перекрестного действия различных тарифов, включая дополнительные сборы на сталь и алюминий.

Несмотря на одобрение некоторых автопроизводителей, аналитики, опрошенные CNBC, подчеркивают: быстрая и нестабильная смена торгового курса создает серьезные риски для долгосрочного планирования в отрасли.

Stellantis.

Группа Stellantis, объединяющая бренды Jeep, Dodge, Fiat, Chrysler и Peugeot, в среду официально отменила свой финансовый прогноз на год, сославшись на нестабильность, вызванную тарифной политикой США. Компания заявила, что активно консультируется с государственными органами, пересматривает производственные стратегии и ищет новые каналы поставок.

По итогам первого квартала выручка Stellantis составила 35,8 млрд евро ($40,7 млрд), что на 14% ниже показателя за аналогичный период 2024 года.

Mercedes-Benz.

Немецкий автопроизводитель Mercedes-Benz также отказался от прогноза на 2025 год, сославшись на невозможность точно оценить финансовые результаты на фоне растущей неопределенности. Компания сообщила о резком падении прибыли в первом квартале и предупредила, что если текущая торговая политика сохранится, это негативно повлияет на ключевые финансовые показатели, включая прибыль до уплаты налогов и процентов (EBIT), свободный денежный поток и рентабельность продаж.

Аналитик Morningstar Релла Саскин отметила, что недавние шаги Трампа по снижению тарифной нагрузки дали лишь частичное облегчение — пошлины на импортные автокомпоненты сократились до 15% от стоимости автомобиля. При этом она подчеркнула, что BMW и Mercedes собирают примерно половину своих автомобилей для американского рынка непосредственно в США.

Тем не менее, пока не появится стабильность, компании не смогут принимать стратегические инвестиционные решения.

Volkswagen стал исключением среди автогигантов, сохранив прежний финансовый прогноз. Однако концерн предупредил, что ожидает результаты по ключевым метрикам — операционной прибыли, денежному потоку и ликвидности — ближе к нижней границе ранее озвученных ориентиров. Причинами стали рост торговых барьеров, геополитическая напряженность и ужесточение экологических норм.

Операционная прибыль компании в первом квартале снизилась на 37% — до 2,9 млрд евро.

«В условиях глобальной нестабильности важно сосредоточиться на том, что поддается контролю», — заявил финансовый директор Arno Antlitz. — «Это означает: укреплять модельный ряд, контролировать издержки и сохранять конкурентоспособность».

Volvo Cars.

Volvo Cars отказалась от финансовых прогнозов не только на 2025, но и на 2026 год. Производитель, принадлежащий китайской Geely Holding, оказался особенно уязвим из-за высоких пошлин: компания импортирует значительную часть своих гибридных и электрических моделей из Европы.

На фоне падения операционной прибыли в первом квартале, Volvo объявила о программе по сокращению расходов на 18 млрд шведских крон ($1,87 млрд), включая сокращение инвестиций и массовые увольнения.

Генеральный директор Хокан Самуэльссон заявил в интервью CNBC, что в условиях тарифной неопределенности компания не может давать обоснованные прогнозы инвесторам. По его словам, без нового торгового соглашения с США вести бизнес на этом рынке станет крайне затруднительно.

Porsche.

Porsche, входящая в группу Volkswagen, также пересмотрела свои финансовые ориентиры.

Компания сократила прогноз по выручке и рентабельности на 2025 год. Новый диапазон — 37−38 млрд евро вместо прежних 39−40 млрд.

В заявлении автопроизводитель отметил, что уже учитывает негативный эффект от американских тарифов за апрель и май, однако предупредил: полное влияние этих мер на годовые показатели остается неясным и оценке пока не поддается.