
Российские предприятия в большинстве своем положительно или нейтрально оценивают возможную отмену санкций против России, несмотря на риск усиления конкуренции после возвращения зарубежных производителей. Такие результаты опроса промышленных предприятий представил экономист Сергей Цухло из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН на посвященной экономической статистике и аналитике конференции в Финансовом университете при правительстве (РБК следил за трансляцией).
Цухло ежемесячно проводит конъюнктурные опросы промышленников и рассчитывает индекс промышленного оптимизма. В феврале—марте этот показатель настроения российской промышленности застыл на «точке замерзания», сохранив нулевые значения, писал экономист в конце марта.
В апрельский опрос были включены вопросы о том, как предприятия оценивают возможные последствия отмены санкций, какие риски и позитивные эффекты они ожидают от этого. Более половины (54%) оценивают последствия отмены санкций положительно, 26% — нейтрально. Отрицательное отношение выразили представители примерно каждого пятого предприятия, а именно: 18% заявили об умеренно негативной оценке и 1% — об определенно негативной.
Какой негатив и позитив от смягчения санкций видит бизнес.
Цухло обратил внимание на «двойственную природу» отношения к санкциям российской промышленности. «С одной стороны, она зависит от поставок импортных комплектующих, оборудования, материалов, а с другой — она вынуждена будет конкурировать с вернувшимся импортом», — пояснил он. Несмотря на это, положительные оценки последствий отмены санкций преобладают, предприятия видят больше плюсов, чем минусов, констатировал экономист.
Главный позитивный эффект, которого ждут почти три четверти промышленников, — это восстановление поставок оборудования, запчастей и технологий. Почти столько же (72%) ожидают возобновления поставок импортных комплектующих и материалов. Топ-3 рейтинга замыкает ожидание восстановления нормальных расчетов за экспортно-импортные операции, этого хотят 45% опрошенных.
Среди других положительных последствий чаще всего респонденты называли восстановление прежних технологических цепочек и качества продукции (33%), восстановление экспортного спроса и логистических цепочек (32%). Также предприятия полагают, что после возвращения импорта снизятся цены на импортозаместившее оборудование — российское (этого ждут 30%) и китайское (27%).
Главным риском предприятия называют возврат конкурирующего с их продукцией импорта на рынки сбыта — о таких опасениях заявили 39%. «Но я думаю, в целом это не так уж и плохо, что будет конкуренция в том числе и с импортом», — отметил Цухло.
Другие наиболее часто озвученные минусы снятия санкций — снижение импортозамещенного спроса на продукцию российского бизнеса (21%) и вытеснение с рынка нужных сейчас российских импортозаместителей (19%). Ухода китайских и других иностранных импортозаместителей опасаются лишь 14% промышленников. 8% опрошенных предприятий не исключают, что на фоне возросшей конкуренции вырастут себестоимость их продукции и цены.
Оправдались ли ожидания от введения санкций.
Цухло в докладе также сравнил ожидания российских промышленников от введения санкций и ухода иностранных импортеров с текущим положением дел, сопоставив результаты опросов от апреля 2022 года и марта 2025 года. Самым массовым следствием санкций как был, так и остался рост себестоимости продукции и цен из-за отсутствия в России или дружественных странах альтернативных поставщиков: в 2022 году об этом заявляли 64%, а спустя три года — 60%.
Второе по популярности опасение — отсутствие альтернативных поставщиков — спустя три года актуально не для всех, но для многих. Так, в 2022 году об этом говорили 62% предприятий, а в 2025-м — 55%.
Наибольший разрыв в ожиданиях 2022 года и реальности 2025 года произошел в оценке возможного сокращения выпуска из-за невозможности заменить импортное сырье и комплектующие. Если в начале санкционного давления такие опасения высказывали 34% предприятий, то в марте этого года о таком риске говорят только 9%. Кроме того, вдвое (с 40 до 20%) сократилась доля тех, кого беспокоит остановка или замена имеющегося импортного оборудования из-за невозможности его обслуживания и ремонта.
Позитивные ожидания от введения санкций, которые российский бизнес высказывал весной 2022 года, оправдались: если тогда роста импортозамещающего спроса на свою продукцию ждали 36% предприятий, то в 2025 году об этом заявил уже 41%.
Проведенный в январе 2025 года опрос Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) показал сокращение к концу 2024 года доли предприятий, так или иначе страдающих от вызванных санкциями ограничений. В частности, уменьшилась доля заявивших о невозможности закупить новое оборудование из-за ограничений импорта (с 29% во втором квартале до 15% в четвертом) и невозможности проведения платежей с зарубежными контрагентами (с 28% во втором квартале до 15%). Кроме того, если в первом полугодии о влиянии санкций на деятельность компании говорили 20% опрошенных компаний, то к концу года их доля снизилась до 14%.