Цены на социально значимые продукты в России снизились на 5%

Цены в базовой корзине социально значимых продуктов питания в торговых сетях в марте снизились на 5% по сравнению с февралем, следует из мониторинга аналитического центра Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Результаты есть у Финансов Mail.

Анастасия Селезнева
Автор Финансы Mail
Источник: Freepik

«Это самое значительное удешевление с 2021 года, при этом впервые за несколько лет оно зафиксировано в марте. Ранее цены на продукты первой необходимости снижались в основном в сезонные месяцы сбора урожая — с июня по октябрь», — говорится в сообщении пресс-службы ассоциации.

Там отмечают, что в августе 2022 года цены упали на 3,42%, в августе 2023-го — на 2,25%. Кроме того, в 2024 году снижение цен на социально значимые продукты фиксировалось в августе (на 0,76%), сентябре (на 0,69%) и октябре (на 0,44%).

Как показал мониторинг, в марте 2025 года в торговых сетях — членах АКОРТ снизились цены на 18 из 25 категорий продуктов «первой цены», которые крупные ретейлеры включают в список социально значимых. Сильнее всего за месяц подешевели куриные яйца (-14%), пшено (-13,6%), пшеничная мука (-13%), соль (-12,5%), рис (-12%), молоко (-8,6%), пшеничный хлеб (-8,3%), сливочное масло (-7,9%), сезонные яблоки (-7,7%), гречневая крупа (-6%) и сахар-песок (-6%).

Также подешевели репчатый лук (-5,7%), тушка цыпленка-бройлера (-4,6%), вермишель (-4%), белокочанная капуста (-3,9%), морковь (-2,6%), и ржано-пшеничный хлеб (-1,3%). Снижение цен в пределах 1% отмечено на мороженую рыбу.

Вместе с тем выросли цены на свеклу (+7,2%), картофель (+6,9%), баранину (+4%), говядину (+2,1%), подсолнечное масло (+1,9%), черный байховый чай (+1,34%), а также незначительно подорожала свинина (+0,2%).

Рост стоимости свеклы и картофеля отражает существенное повышение закупочных цен — «в закупке» цены на свёклу в марте выросли на 11,4%, на картофель — на 18,3%. Наиболее заметное снижение закупочных цен отмечено на куриные яйца (-15%), пшено (- 9,9%), рис (-9%), тушку цыпленка-бройлера (-8,3%) и пшеничный хлеб (-8,2%).

Кроме того, подчеркивается, что средняя наценка торговых сетей на социально значимые продукты «первой цены» в марте сократилась на 0,5 процентных пункта, до 4,4%. По цене ниже закупочной в сетевой рознице в марте продавались товары «первой цены» в категориях картофель, белокочанная капуста, морковь, сахар-песок и подсолнечное масло.

«Крупные торговые сети не меняют политику ответственного ценообразования: роста наценок в социально значимых категориях нет, а суммарные расходы на их сдерживание для лидеров рынка составляют миллиарды рублей. Наценки на такие товары зачастую не покрывают коммерческие расходы в себестоимости их продаж, поэтому для компенсации затрат компании и сохранения доступности самых необходимых товаров так важно соблюдать рыночные принципы ценообразования и регулирования цен», — приводит пресс-служба слова Станислава Богданова, председателя президиума АКОРТ.