РЖД: почти треть заявленной угольной продукции не предъявили к перевозке по ж/д

Это приводит к потерям в погрузке и неоправданным расходам холдинга, отметил замглавы Российских железных дорог Михаил Глазков.

Источник: AP 2024

МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС/. Завышенные заявки на перевозку угольной продукции в западном направлении по итогам первого квартала 2025 года достигли 30%, увеличившись в 15 раз по сравнению с 2024 годом, сообщил журналистам замглавы «Российских железных дорог» (РЖД) Михаил Глазков. Грузоотправители заявляют объемы грузов, которых фактически нет, что приводит к потерям в погрузке на сети РЖД и неоправданным расходам холдинга.

«Мы в первом квартале и в апреле столкнулись с новым вызовом, которого до этого не испытывали — это инфлированные заявки. До 30% угольной продукции, которая была заявлена в западном направлении — это порты Азово-Черноморского бассейна и Октябрьской железной дороги, Балтийское, Баренцево и Белое моря, не были предъявлены к перевозке. Только в западном направлении на этом “Российские железные дороги” потеряли в марте погрузки более 150 тыс. тонн ежесуточно, то есть 4,5 млн тонн грузов нам заявили, но не предъявили», — сказал он.

Как пояснил Глазков, грузоотправители на западном направлении (северо-запад с портами Балтики, Баренцева и Белого морей, а также юго-запад с портами Азово-Черноморского бассейна) заявляют объемы грузов, которых фактически нет. По его словам, есть несколько факторов инфлированных заявок, включая быстро меняющийся рынок и санкционное давление. При этом проблема с заявками наблюдается исключительно по угольной продукции и обострилась с конца января 2025 года. По информации партнеров РЖД — угледобывающих предприятий, на ситуацию с завышенными заявками влияет цена на уголь на мировых рынках, а также разница валютных курсов.

«Прямые расходы “Российских железных дорог” связаны с тем, что объем груза клиент нам заявил, мы согласовали эту перевозку, соответственно, на западном направлении под эту перевозку мы заказали локомотивы, локомотивные бригады. И самое страшное — под этот объем груза мы заадресовали порожний подвижной состав, который отправился с припортовой станции, но до станции отправления груза или погрузки не доехал. Из-за того, что этот груз не предъявлен, этот вагон не востребован», — отметил Глазков, добавив, что ранее процент инфлированных заявок достигал не более 2%.

Замглавы холдинга отметил, что инфлированные заявки привели к тому, что РЖД поставили на рейс 72 тыс. порожних полувагонов, которые были заадресованы на Западно-Сибирскую железную дорогу и оказались не востребованы к перевозке. Вагоны простаивают на путях общего пользования, влияя на эксплуатационную работу на сети. Глазков объяснил, что если клиент своевременно не отказался от заявленной перевозки, РЖД не могут везти на лимитирующем направлении дополнительный груз альтернативно. «В процессе мы пытаемся заместить, но время на это решение у нас минимальное. Нам удалось на северо-западе в первом квартале компенсировать эти объемы привлечением дополнительного объема металла и удобрений. Но мы не компенсировали в полном объеме потери, которые понесли по непредъявлению груза в западном направлении», — добавил он.

«В апреле ситуация продолжается, сегодня ежесуточно на Северо-Кавказскую, Октябрьскую и Западно-Сибирскую дороги не предъявляется под погрузку груза на 1,6 тыс. вагонов. Практически 100 тыс. тонн ежедневно на Западно-Сибирской железной дороге угольные предприятия не грузят, а мы под этот ресурс уже заложили наши расходы», — уточнил замглавы РЖД.

О предложении РЖД.

Как рассказал замгендиректора компании, РЖД снова вышли с инициативой повышения штрафа за инфлированную заявку в 24 раза. «Мы готовы на сегодняшний день нести взаимную ответственность за невывоз согласованного объема грузов, который мы согласовали, но не вывезли. И предложили, более того, сделать дифференцированный штраф, то есть, если клиент отказался за 15 суток, это одна сумма, так как у нас будет время для того, чтобы на этот объем привлечь другой груз, подослать порожний подвижной состав и успеть погрузить. Если это будет за пять суток, это совсем другая сумма штрафа. Но если за сутки, это максимальный штраф, который будет компенсировать “Российским железным дорогам” те расходы, которые мы понесли, гарантируя эту перевозку», — уточнил Глазков.

По его словам, Минтранс поддержал инициативу холдинга. Предложение по увеличению штрафа за инфлированные заявки на перевозку грузов находятся на рассмотрении в Минюсте и других федеральных органах исполнительной власти. В РЖД выразили надежду, что на весенней сессии Госдумы этот вопрос будет вынесен на рассмотрение.