Трассу за ₽40 млрд к месторождению лития предложили строить по концессии

Разработчик Колмозерского месторождения лития ведет консультации по использованию механизма дальневосточной концессии для строительства автотрассы за 40 млрд руб. Это позволит исключить расходы на дорогу из общих затрат на проект.

«Полярный литий» (совместное предприятие «Росатома» и «Норильского никеля») рассматривает механизм дальневосточной и арктической концессии для строительства автотрассы за 40 млрд руб. к крупнейшему в стране Колмозерскому месторождению лития в Мурманской области, рассказали источники РБК в отрасли инфраструктурного строительства. Инструмент позволит сократить расходы компании-инвестора в разработку месторождения. Проект может стать первым в России примером использования дальневосточной концессии в строительстве автомобильной дороги к крупному добычному месторождению. В «Росатоме», «Норникеле» и министерстве развития Арктики и экономики Мурманской области переадресовали вопросы в «Полярный литий».

В «Полярном литии» подтвердили возможность использования концессионного механизма. «Строительство дороги необходимо для Колмозерского месторождения и для развития региона, но ее параметры будут определены после разработки проектной документации», — уточнили в пресс-службе компании.

В Минвостокразвития, которое распределяет бюджетные средства по дальневосточной концессии, сказали, что «решений пока не принято, идут консультации». От дополнительных комментариев в ведомстве воздержались.

Кто выступит концессионером.

По сведениям источников РБК, концессионером с высокой долей вероятности может стать дорожно-строительная компания «Автобан», один из лидеров отрасли инфраструктурного строительства. По словам одного из них, «Автобан» вел переговоры об участии в этом проекте с «Полярным литием» и Минвостокразвития. В «Автобане» отказались от комментариев. РБК направил запросы в Минтранс, Росавтодор и ГК «Автодор».

Банк, который выделит финансирование под этот проект, на данный момент не определен, говорят источники. В ВЭБ.РФ сказали РБК, что на текущий момент госкорпорация не участвует в проекте строительства автомобильной дороги к Колмозерскому месторождению. В ВТБ и Газпромбанке отказались от комментариев. РБК направил запрос в Сбербанк.

Колмозерское месторождение лития в Мурманской области — крупнейшее в России, содержит 24,2% балансовых запасов этого металла в стране. Лицензию на его разработку в 2023 году получило ООО «Полярный литий» — совместное предприятие горнорудного дивизиона госкорпорации «Росатом» и ПАО «ГМК “Норильский никель”. Проект разработки Колмозерского месторождения предполагает выпуск 45 тыс. т карбоната и гидроксида лития в год. Горно-обогатительный комбинат для ежегодного обогащения около 2 млн т руды будет построен и введен в эксплуатацию к 2031 году. Первая продукция может быть произведена в 2028-м. При планируемом объеме добычи месторождение можно будет разрабатывать до 40 лет. Осенью 2024 года “Полярный литий” оценивал инвестиции в проект в 91 млрд руб., дисконтированный срок окупаемости — 21,5 года.

Механизм дальневосточной концессии запущен в 2021 году по инициативе Минвостокразвития. Он предполагает создание инфраструктуры за счет инвестора с гарантией возврата части средств государством. В 2022-м механизм был расширен на арктические регионы России. Правительство в 2027—2037 годах выделит на дальневосточную и арктическую концессию из федерального бюджета 41,4 млрд руб., из которых 5,16 млрд руб. придется на 2028-й, сообщали в Минфине в начале прошлого года.

На сегодня с использованием дальневосточной концессии реализуются проекты разного профиля: строятся мост через Лену в районе Якутска, аэропорт Благовещенска, объекты системы водоснабжения и водоотведения на Сахалине, создается платформа «Цифровое Приморье», говорится в презентации АНО «Национальный центр ГЧП».

Какая может быть схема финансирования.

Компания, которую выберут концессионером, должна будет взять кредит на строительство трассы, описывает возможный вариант финансирования источник РБК, а платеж по дальневосточной концессии, который покрывает тело кредита или его часть, выделяется после сдачи объекта в эксплуатацию. «Таким образом государство снимает с себя риски управления стройкой», — объясняет собеседник РБК в одной из инфраструктурных компаний.

Проценты по кредиту концессионер намерен обслуживать за счет платежей, которые в течение 10−12 лет будет производить «Полярный литий», ежегодная сумма платежа на данный момент не согласована сторонами, говорит источник РБК.

Независимый промышленный эксперт Максим Шапошников считает, что строительство автомобильной дороги стоимостью 40 млрд руб. при текущих рыночных ставках может сделать проект по разработке месторождения нерентабельным, так как фактически удвоит капзатраты (с учетом процентных платежей), что в условиях снижающихся мировых цен на литий «достаточно неприятно». «Фактически “Полярный литий” сейчас предлагает для проекта трассы офтейк, что позволит партнеру окупить ее строительство платежами за эксплуатацию», — отмечает эксперт, добавляя, что для самого проекта по добыче сырья более экономный способ строительства трассы представить сложно.

Шапошников считает, что на первых этапах мощность проекта может оказаться ниже заявленной. «Не очень прослеживается целесообразность вывода месторождения на полную мощность, потому что потребности в таком количестве карбоната лития в России нет, а цены на мировых рынках снижаются на фоне роста добычи в Китае и снижения господдержки электромобилей. Но материал необходим стране в стратегическом смысле», — считает он. Снижение мощности может увеличить сроки окупаемости дороги, но вариант с применением дальневосточной концессии может остаться рентабельным за счет увеличения платы «Полярного лития» в пересчете на объем перевозимой продукции, оценивает эксперт.

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что при текущих процентных ставках по кредитам проект освоения Колмозерского месторождения, даже без строительства автотрассы, «не выглядит реализуемым». По его словам, в России сегодня нет потребности в таком объеме продукции, а ставка на экспорт в условиях санкций и высокой стоимости финансирования также может не оправдать себя. «Проект скорее возможен в рамках гипотетического партнерства России и США по редким металлам. В случае участия иностранного инвестора в разработке месторождения концессия может быть реализована», — полагает эксперт, добавляя, что до снижения ключевой ставки Центробанка до приемлемого уровня реализация проекта маловероятна.