
Тарифы вводятся в рамках режима чрезвычайного положения из-за дефицита торгового баланса США ($1,2 трлн в 2024 г.). Для всех стран вводится минимальный базовый тариф 10% (с 5 апреля), а индивидуальные «зеркальные» тарифы для множества стран начнут действовать с 9 апреля.
Основной принцип «зеркальных» тарифов определен следующим образом — он примерно вдвое ниже размера тарифов и нетарифных барьеров, установленных той или иной страной для товаров из США. Максимальное значение тарифа может достигать 50%, минимальное — 10%. Для Китая устанавливается «зеркальный» тариф 34%, для ЕС —20%, для Вьетнама — 46%, для Японии — 24%, для Индии — 26%, для Великобритании 10%. Основная особенность — тарифы суммируются с ранее введенными страновыми пошлинами. То есть для Китая, с учетом ранее введенного повышения импортных пошлин на 20%, суммарное повышение пошлин составит 54%. А вот Мексике и Канаде «повезло» больше — для них Трамп ранее ввел 25-процентные тарифы (пока их вступление в действие фактически дважды откладывалось на месяц), и они продолжат действовать, а дополнительные зеркальные тарифы для этих стран не вводятся. Россия, Беларусь и КНДР не включены в списки стран с «зеркальными» тарифами, что представители Белого дома объясняют санкциями, из-за которых у США и так нет значимых объемов торговли с этими странами.
При этом «зеркальные» страновые тарифы не будут распространяться на дополнительные пошлины на изделия из стали и алюминия, автомобили и автозапчасти, медь, фармацевтические препараты, полупроводники, изделия из древесины, некоторые важнейшие полезные ископаемые, а также энергия и энергоресурсы.
Одновременно Д. Трамп, как и было анонсировано ранее, подтвердил, что импортными тарифами в 25% с 3 апреля будут облагаться все импортируемые в США автомобили, а не позднее 3 мая мера распространится на ввозимые основные автозапчасти.
Китай, Канада, Мексика, ЕС (У. фон дер Ляйен) осудили решение по тарифам и пообещали принять контрмеры — впрочем, ЕС все еще призывает США к торговым переговорам. Великобритания, Австралия и Новая Зеландия, попавшие под минимальный 10-процентный тариф, настроены более миролюбиво — например, министр торговли и предпринимательства Великобритании говорил, что правительство настроено на заключение торговой сделки с США.
Белый Дом ссылается на экономические исследования в поддержку тарифов. В частности, одно из них утверждает, что глобальный тариф в размере 10% приведет к росту экономики США на 728 миллиардов долларов, создаст 2,8 миллиона рабочих мест и увеличит реальные доходы домохозяйств на 5,7%.
Однако далеко не все экономисты разделяют эту точку зрения. Так, руководитель экономических исследований по США рейтингового агентства Fitch Ratings О. Сонола отмечает, что эффективная ставка тарифа США на весь импорт взлетела до 22% (максимум с 1910 г.) с 2,5% в 2024 году из-за новых глобальных пошлин, и «это меняет правила игры не только для экономики США, но и для мировой экономики… многие страны, скорее всего, окажутся в рецессии…».
Bloomberg Economics ссылается на модель ФРС 2018 г., в соответствии с которой каждое повышение тарифной ставки на 1 п. п. снижает ВВП на 0,14% и дает вклад в базовую инфляцию PCE на 0,09%. Повышение тарифов на 20,5 п. п., предпринятое до сих пор новой администрацией, таким образом, предполагает потерю ВВП в размере 3% и дополнительный рост цен на 1,7%, что, вероятно, будет иметь место в течение следующих двух-трех лет. Для европейской экономики, по предварительным оценкам BE, новые тарифы могут сократить экспорт в США примерно на 50% в среднесрочной перспективе, поставив под угрозу 1,1% ВВП. Сильно пострадают экономики азиатского региона.
Ожидаемые последствия для США: 1) рост издержек, дополнительные расходы для потребителей и более длительный период повышенной инфляции, что будет ограничивать возможности ФРС по снижению процентных ставок; 2) потери экономического роста и занятости из-за разрушений производственных цепочек и ответных мер — в марте на рынке возросли опасения рецессии; 3) дополнительные доходы бюджета, которыми администрация Трампа надеется компенсировать выпадающие налоговые доходы из-за продления временных налоговых льгот по закону 2017 г. и дальнейшее снижение налогов (например, для компаний, производящих продукцию в США). Для стран, на которые направлены тарифы — сокращение доходов от экспорта, потери для экономического роста и рабочих мест, необходимость переориентации экспорта на другие направления и/или стимулирования внутреннего спроса. Власти Китая делают ставку на поддержку потребительского спроса и технологий, лидеры ЕС — на рост оборонных и инфраструктурных расходов.
Пошлины оказались более жесткими, чем ожидали многие аналитики. Хотя США будут применять минимальный базовый тариф в размере 10% на весь импорт в США (обсуждались значения 20% и даже 25%), но тарифы для многих крупнейших стран намного превысят этот показатель. Возможно, окончательный размер индивидуальных тарифов станет предметом торга. Полномасштабная торговая война с эскалацией ответных пошлин между США и другими странами может нарушить цепочки поставок, вновь разжечь инфляцию и ухудшить экономические перспективы как американской, так и мировой экономики.
Американская экономика вошла в этот год с сильной динамикой, но тарифная война, а особенно ее хаотичный характер с постоянным пересмотром условий, а также бурная деятельность DOGE по «наведению порядка» в госаппарате с массовыми увольнениями и сокращением расходов, начинают негативно сказываться на экономическом климате. Опросы населения и бизнеса «портятся», инфляционные ожидания растут (долгосрочные ИО на максимуме с 1993 г.), а индикатор ФРБ Атланты (пусть и не слишком надежный в таких условиях показатель) указывает на оценку спада экономики в I квартале. Прогнозы роста экономики начали пересматриваться вниз, в том числе и со стороны ФРС. Среди возможных обсуждаемых на рынке сценариев — замедление роста до трендовых значений или немного ниже при более высоких значениях инфляции; стагфляция; рецессия. Выбор ФРС между целями инфляции и занятости может стать особенно трудным.
В этих условиях вероятно продолжение бегства инвесторов в защитные активы, что может негативно отразиться на ценах сырья, за исключением золота.
В целом торговая война, развязанная американской администрацией, может способствовать дальнейшей фрагментации мировой экономики с формированием межрегиональных торговых союзов и снижением роли США в мировой торговле и финансовой системе.
Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.