
Срок блокировки подделок на маркетплейсах хотят сократить до трех дней. Сейчас на их удаление порой требуется более 40 дней. Такую норму бизнес предложил внести в разрабатываемый закон «О платформенной экономике». Это позволит оградить покупателей от контрафакта, считают авторы инициативы и эксперты. Но если товар будет признан подлинным, правообладатель выплатит продавцу неустойку — стоимость страховки от 500 тыс. рублей.
Зачем нужна страховка от подделок
Правообладатели смогут быстро — в срок до трех дней — блокировать продажу подделок своих товаров на маркетплейсах — для этого им надо будет просто обратиться через личный кабинет на площадке к ее оператору. Внести такое положение в готовящийся сейчас законопроект «О платформенной экономике» правительству предложила ассоциация продавцов и производителей электроники РАТЭК. С ее материалами ознакомились «Известия». Сейчас эта процедура зачастую занимает более 40 дней, рассказали участники рынка.
— Для обращения в суд с требованием остановки продаж правообладателю необходимо предъявить претензию маркетплейсу. Срок только ответа на нее составляет 30 дней. Общий же срок рассмотрения искового заявления в суде о блокировке карточки контрафактного товара может занимать до полугода и больше. За это время недобросовестные продавцы успевают продать несколько сотен, а то и тысяч партий контрафакта, — добавил один из собеседников «Известий».
Гарантией того, что владельцы брендов не станут злоупотреблять правом на блицблокировку и что законопослушные продавцы в силу ошибки или оговора не пострадают, должна стать специальная страховка, следует из материалов РАТЭК. Правообладатели должны будут страховать ответственность перед продавцами и маркетплейсом — иначе они не смогут воспользоваться быстрой блокировкой.
По словам представителя РАТЭК Антона Гуськова, сейчас размер страховки обсуждается, возможно, она составит от 500 тыс. рублей, не исключил он. Такой механизм в России уже используется при ввозе товаров в страну: включение их в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) позволяет правообладателям пресекать ввоз подделок при пересечении им таможенной границы, отметил он. Но для включения в ТРОИС правообладатель должен внести страховой «депозит» (на €10 тыс.), чтобы компенсировать убытки импортера из-за необоснованного приостановления отгрузок товара, объяснил эксперт.
Проблема контрафакта на цифровых платформах становится всё более острой, отметила советник практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Кристина Мкртчян.
— Согласно данным исследования IQ Technology, доля подделок по некоторым категориям электроники выросла до 69%. Российский центр оборота прав подтверждает, что около 30% контрафактной продукции реализуется через маркетплейсы. При этом правообладатели сегодня не имеют эффективных инструментов для оперативной блокировки подделок, вынуждены обращаться в суд, что занимает месяцы, а контрафакт продолжает продаваться, — рассказала она.
Для правообладателей возможность использовать личный кабинет и страховку — способ защищать свои интересы без длительных судебных разбирательств. Это позволит загружать правоустанавливающие документы один раз, а не прикладывать их к каждой жалобе, что значительно упростит процесс, добавила Кристина Мкртчян. Для продавцов на маркетплейсах предусмотрена защита от недобросовестного поведения правообладателей. Для рядовых покупателей это означает больше гарантий приобретения оригинальной продукции и соблюдения прав потребителей, указала юрист.
Закон «О платформенной экономике»
Проект закона «О платформенной экономике» разрабатывался в тесном взаимодействии с деловым сообществом, включая представителей товаропроизводителей, участников онлайн- и офлайн-ритейла, сказали «Известиям» в аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко.
— В документе прописаны такие обязанности операторов платформ, как требование проверять продавцов в государственных информационных системах. Платформы должны учитывать в карточке товара или услуги наличие свидетельства о госрегистрации, сертификатов, деклараций о соответствии. Там должна быть размещена информация о том, подлежит ли данный товар маркировке. Она нужна для борьбы с нелегальным оборотом товаров и обеспечения их безопасности, — отметили в аппарате Дмитрия Григоренко.
Оператор должен проинформировать покупателя, если продавец иностранное лицо, добавили там. Также в документе предусмотрена норма, которая обяжет платформы принять и рассмотреть жалобу от правообладателя на «неправомерное размещение карточки товара». Консультации с бизнесом продолжаются, законопроект дорабатывается и ожидается, что уже в весеннюю сессию он будет внесен на рассмотрение в Госдуму, также сообщили представители вице-премьера.
В Wildberries «Известиям» сказали, что для контроля качества и безопасности продукции уже используют дополнительные инструменты.
— Действует сервис «Цифровой арбитраж». Он позволяет владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар. Если продавец не может их представить, маркетплейс скрывает такие товары с онлайн-витрины, — отметили в пресс-службе Wildberries&Russ.
Недавно компания запустила еще один инструмент для развития и защиты брендов правообладателями — сервис «Бренды». Новый механизм позволит официальным представителям торговых марок подтвердить свои права, усилить контроль над представленностью продукции на маркетплейсе, добавили представители онлайн-площадки.
Помимо инструментов по защите правообладателей, Wildberries инициативно участвует в эксперименте с Росаккредитацией: более 13 млн товаров уже прошли верификацию ведомства — ссылки на сертификаты или декларации о соответствии загружены в карточки товаров. К тому же маркетплейс уже интегрирован с соответствующими реестрами Роспатента и проверяет данные правообладателя через реестр держателей товарных знаков, добавили в компании.
С одной стороны, с контрафактом действительно надо бороться, считает первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. С другой стороны, оборот интеллектуальной собственности в РФ сейчас и так прекрасно отрегулирован: есть профильное федеральное агентство, есть судебная практика, развивается система маркировки. С ее помощью контрафакт можно пресекать на любом уровне, считает эксперт.
А если сумма издержек из-за блокировки окажется неподъемной для малого бизнеса и ее не покроет страховка, задается она вопросом. Включение норм, защищающих интеллектуальные права и конкретные предложения, нуждается в детальной проработке и обсуждении, считает Марина Блудян. В проект закона сейчас невозможно включить всё, он уже достаточно нагружен и потребует усилий в его реализации, считает она.
Зарубежные маркетплейсы также применяют комплексные меры по борьбе с контрафактом. В Китае закон об электронной коммерции (E-Commerce Law) обязывает платформы создавать удобные каналы для правообладателей по защите их прав, рассказала Кристина Мкртчян.
— В США закон об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act) устанавливает требования к системе notice-and-takedown («заметить-снять»), а крупнейшие платформы, такие как Amazon, Walmart и eBay, предоставляют правообладателям специализированные инструменты для защиты брендов. Российский механизм со страховкой добавляет уровень защиты для добросовестных продавцов, — считает она.
В ситуации, когда в России легализован параллельный импорт, страхование на случай продажи контрафакта создает риски для страховых компаний и продавцов (если последние будут оплачивать страховку или компенсировать такую выплату), считает партнер ComNews Research Леонид Коник.
Многие иностранные производители не знают о продаже их продукции на российских маркетплейсах, поэтому едва ли они обнаружат там товары своих марок — подлинные или фальсификат, добавил он. Если уж запускать страхование от подделок, то право заявить о подделке и получить страховую выплату нужно дать тому, кто пострадал от контрафакта: то есть покупателю, заключил эксперт.