
Три года под заморозкой — как это было
Разрыв отношений Euroclear и Clearstream с Национальным расчетным депозитарием (НРД) произошел в феврале-марте 2022 года. Сообщение о блокировке расчетов с Euroclear было опубликовано 4 марта, а с Clearstream — 24 марта. Позднее НРД сообщил, что операции по его счетам в этих депозитариях не проводились в стандартном режиме с 28 февраля. При этом не было опубликовано никаких официальных уведомлений о вводе каких-либо ограничений в отношении НРД.
3 июня 2022 года ЕС, к юрисдикции которого относятся Euroclear и Clearstream, ввел санкции против НРД. Данное решение и стало юридическим обоснованием блокировки активов российских инвесторов.
Борьба за разморозку активов пошла двумя путями. Первый строится на подаче исковых заявлений на возмещение убытков в рамках судебной системы РФ. Второй — на предъявлении требований к регуляторам Бельгии и Люксембурга на получение лицензии на разблокировку активов через подачу инвесторами индивидуальных и коллективных заявлений.
Перспективы первого пути
Согласно российскому законодательству, общий срок исковой давности для требований о взыскании убытков составляет три года с даты, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ст. 196, 200 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ). В случае пропуска данного срока суд по заявлению ответчика может отказать в удовлетворении требований (ст. 199 ГК РФ).
При этом остается неясным, с какой даты нужно отсчитывать начало течения срока исковой давности. Ею может быть момент, с которого Euroclear и Clearstream заблокировали счета НРД и перестали проводить операции с ценными бумагами. Российские суды пока не исследовали данный вопрос, так как основная масса исков была подана в 2023 году, то есть объективно до истечения срока исковой давности.
За дату, с которой отсчитывается начало течения срока исковой давности, также можно взять момент введения санкций ЕС против НРД, то есть 3 июня 2022 года.
Перспективы второго пути
Индивидуальные заявления на разблокировку активов российские инвесторы подают в Казначейство Бельгии или Минфин Люксембурга. Они представляют собой административные обращения в соответствии с Регламентом ЕС № 269/2014 (далее — Регламент).
При подаче заявлений в Казначейство Бельгии, как правило, используются два правовых основания для вынесения решения. Это статья 6 Регламента, которая не содержит пресекательных сроков и статья 6b (5), содержащая пресекательный срок — 7 января 2023 года. Обход данного срока возможен путем привязки к коллективному заявлению брокера.
Отметим, что в декабре 2024 года Казначейство Бельгии рассматривало заявления на разблокировку активнее и чаще выдавало лицензии частным инвесторам. Но в текущем году оно вновь замедлилось и стало работать в обычном режиме.
При получении отказа некоторые инвесторы идут оспаривать решение Казначейства Бельгии в Государственный совет Бельгии. При этом оно старается не доводить ситуацию до рассмотрения в Госсовете по существу и сразу отзывает отказ, начиная пересмотр заявления.
Минфин Люксембурга обычно неохотно идет на разблокировку активов российских инвесторов и ищет способы отказать в выдаче лицензий.
Подача коллективного заявления является более длительным процессом. Казначейство Бельгии не спешит выдавать разрешения по ним на основании следующих факторов:
- необходимость проверки большого числа клиентов брокеров;
- нежелание разрешать разблокировку большого объема активов, принадлежащих российским резидентам, не имеющим европейского паспорта или ВНЖ в ЕС;
- отсутствие у таких инвесторов счетов в ЕС.
Кроме того, коллективное заявление не раскрывает ситуацию конкретного инвестора, например, наличие у него ВНЖ в ЕС или банковского счета за пределами России.
При этом в некоторых случаях подключение инвестора к коллективному заявлению может являться положительным фактором. Например, к его заявлению могут применить как общее, так и индивидуальное основание для разблокировки активов.
Отметим, что самым эффективным способом является комбинирование заявлений. То есть подача индивидуального заявления с присоединением к коллективному. При этом, если решение по коллективному заявлению примут раньше индивидуального, инвестор в любом случае будет вправе им воспользоваться.
Что еще влияет на исполнение решений судов и разблокировку активов
Согласно указу президента РФ, сейчас действует запрет на арест и взыскание по исполнительным документам средств со счетов типа «С» и «И» (Указ Президента РФ от 03.01.2024 № 8). При этом у Euroclear и Clearstream в России открыты только счета данного типа.
Защита ЦБ РФ заявляла 21 января в ходе заседания Арбитражного суда Москвы по иску российского АО «Гео-система», которое пытается обанкротить Euroclear в России, что потенциальное банкротство бельгийского депозитария в РФ станет обходом отечественного контрсанкционного законодательства. Регулятор является в данном споре третьей стороной.
По мнению защиты ЦБ РФ, Euroclear не имеет признаков несостоятельности по критерию недостаточности средств, так как деньги у него есть, но сейчас на них наложены ограничения указами президента РФ от 05.03.2022 № 95 и от 09.09.2023 № 665. Отмечалось, что эти средства заблокированы на указанных выше счетах и их невозможно взыскать по решению суда, причем они являются не собственностью европейской организации, а имуществом его клиентов и на него недопустимо обращать взыскание.
Инвесторы, которые смогли взыскать убытки с Euroclear и Clearstream, чаще всего пытаются признать и привести в исполнение решения российских судов в зарубежных юрисдикциях, например, в Китае и ОАЭ.
Также отметим, что в июле 2024 года НРД сообщил, что при наличии связи активов с финансовой системой США частный инвестор для перевода их из Euroclear должен также иметь лицензию американского регулятора (OFAC).
Получение такой лицензии может стать главным вызовом для разблокировки активов в 2025 году. Вопрос о том, насколько OFAC будет готов выдавать лицензии на разблокировку, остается открытым. Как и то, какое влияние на позиции европейской юрисдикции может оказать новая политика США под руководством Дональда Трампа.
Данная информация носит исключительно информационный (ознакомительный) характер и не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.