Politico: ЕС готовится к масштабной операции по захвату связанных с РФ танкеров

По данным газеты, новое законодательство позволит захватить судно за ущерб, который оно якобы может нанести окружающей среде.

Источник: AP 2024

БРЮССЕЛЬ, 10 февраля. /ТАСС/. Страны Евросоюза, имеющие выход к Балтийскому морю, разрабатывают юридические меры, которые позволят им проводить массовые задержания судов, якобы входящих в российский «теневой флот». Об этом сообщили газете Politico европейские чиновники и дипломаты.

По их словам, новое законодательство позволит захватить судно за ущерб, который оно якобы может нанести окружающей среде, и за якобы совершенное повреждение подводных кабелей и другой критически важной инфраструктуры в море. В последнем случае основанием для задержания танкеров станет «борьба с пиратством», отметили собеседники издания.

Согласно их информации, ряд стран ЕС, в частности Литва и Эстония, также планируют создать список «надежных» морских страховщиков: если судно будет застраховано компанией, не входящей в этот перечень, то его задержат. «Использовать существующие [международные] конвенции сложно. У нас достаточно возможностей действовать более решительно, и мы собираемся делать это на уровне ЕС», — сказал в беседе с изданием министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.

Министр обороны Литвы Довиле Шакалене выступила с утверждением, что задержание судов будет «оправданным шагом». «Суда, на которые наложены санкции, не должны спокойно и беспрепятственно ходить по морю», — приводит ее слова газета. Меры против «теневого флота» могли бы «помочь достичь результатов, которых мы не в состоянии добиться при помощи санкционного режима», утверждает литовский министр энергетики Жигимантас Вайчюнас. По словам собеседников Politico, учитывая масштаб планируемой операции, странам ЕС потребуется поддержка НАТО.

Опрошенные изданием эксперты считают, что захват связанных с РФ танкеров станет нарушением международного права, сопряжен с риском эскалации отношений с Россией и потребует многомиллионных расходов. «[Захваты судов], безусловно, будут оспорены на основании международного права, что может обойтись странам в десятки миллионов. В политическом плане это будет неразбериха», — отметил в беседе с изданием адвокат юридической фирмы International Maritime Group Айзек Херст.

После обострения конфликта на Украине в 2022 году Евросоюз в рамках антироссийских санкций ввел ограничительные меры в отношении 79 нефтяных танкеров, якобы связанных с Россией. Как отмечал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, сложившиеся естественным образом маршруты экспорта российских энергоносителей невозможно «перерубить» санкциями, сразу появляются альтернативные варианты.