Эксперты объяснили, почему современному покупателю жилья не важна красота

Продавая жилье, застройщики в своей рекламе много говорят о красоте — как квартиры, так и жилого комплекса, в котором покупателю предстоит поселиться. Но действительно ли это важный для покупки фактор? Эксперты рассказали РИА Недвижимость, на что сегодня покупатели в первую очередь ориентируются при выборе жилья, и как менялось их отношений к эстетике зданий и района с течением времени.

Источник: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Квартира как ценность

В советские времена квартира сама по себе считалась большой ценностью, отмечает архитектор и сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро.

«До 80-х годов в различных городах России люди еще жили в бараках, которые состояли из маленьких комнат, продувались и были мало комфортными для жизни. В Москве, Петербурге были распространены коммунальные квартиры. Раньше они были доходными домами, затем были поделены между людьми, приехавшими в города во время индустриализации», — делает краткий экскурс в историю он.

Конечно, в советские годы появились и знаковые жилые здания, выделяющиеся своей неповторимой архитектурой. Это всем известные сталинские высотки: здание МГУ, жилые дома на Котельнической набережной, на площади Красных Ворот и другие, рассказывает замначальника управления перспективных проектов Института Генплана Москвы Александр Котенков.

Но квартиры в этих домах предназначались для элиты, а именно массовым жильем в условиях жилищного кризиса послевоенного времени 50−60−70-х годов стали знаменитые хрущевки.

Вот какие заветные для рядового советского человека качества, по словам архитектора-исследователя Абдуллаха Ахмедова, они в себе сочетали:

новый жилой фонд;собственное, обособленное, отдельное жилье;отдельная кухня;территория перед домом (детские площадки, коробки-гаражи);транспортная доступность к производству. «Если же квартира в таком доме находилась в центре, то считалась ценностью вдвойне. А если находилась не в панельном доме, а кирпичном, то была пределом мечтаний советского гражданина», — отмечает Шапиро.

При этом жилье в то время не было собственностью, его можно было только поменять, но не продать. Так что идея о том, что можно менять квартиру, к примеру, чтобы жить рядом с хорошей школой, у людей вообще не возникала, добавляет он.

Да и в целом эстетика пространства вне квартиры практически не рассматривалась, рассказывает историк архитектуры и научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин. Важно, что было внутри квартиры, а за порогом людей интересовала лишь безопасность и работающее освещение в подъезде.

Локация против эмоций

В конце 90-х и начале 2000 годов в России по-прежнему в основном преобладала типовая застройка, вспоминает управляющий директор отделения на «Соколе» агентства недвижимости «Миэль» Ирина Пешич.

«Самая известная в Москве серия домов П-44 одновременно отличалась достаточно комфортными планировками и узнаваемыми фасадами. Эталонным кварталом этой серии можно назвать застройку на Рубцовской набережной. Но технологическая ограниченность заводского производства архитектурных элементов этой серии вскоре стала своеобразным клеймом всех спальных районов», — рассказывает Котенков.

Именно поэтому при выборе жилья люди в те времена ориентировались исключительно на локацию.

«Человек прекрасно понимал, в каком месте он хочет жить. Эстетические страсти его не донимали», — рассуждает Пешич.

Но все же, несмотря на преобладание типового жилья, были и первые ласточки домов с новым уровнем эстетики, комфорта и даже роскоши, вспоминает Шапиро. Архитектурным апофеозом стала так называемая «Золотая миля» в Москве с элитным жильем на улицах Остоженка и Пречистенка.

Вот что, по словам Ахмедова, отличало такое жилье:

индивидуальные проекты часто экспериментального характера (форма, материал, остекление);декор и экстравагантные фасадные решения;большеформатные квартиры.

В те времена на первый план в требованиях людей к жилью, особенно состоятельных, вышел фактор безопасности, вспоминает риелтор Евгений Коноплев. Вопрос «есть ли в подъезде консьерж» был одним из первых при покупке квартиры.

Расцвет креатива

С середины 2000-х в России начался период, когда дизайнеры и архитекторы реализовывали свои самые креативные идеи и концепции в проекты жилых комплексов, рассказывает Пешич.

«На это время пришелся, на мой взгляд, самый большой всплеск интереса к оригинальным архитектурным решениям со стороны покупателей», — вспоминает она.

Трендом, к примеру, стали яркие, порой кислотные цветовые решения на фасадах, преимущественно из композитных фасадных систем, обращает внимание Ахмедов. Правда они плохо выглядят уже через несколько лет эксплуатации, сетует он.

Покупатели на квартиры в подобных домах находились, оно было вполне востребовано и отвечало вкусам покупателей того времени.

Помимо красоты, в таком жилье, по словам Ахмедова, все же были уже и некоторые новые стандарты комфорта:

  • паркинг на территории (чаще всего во дворе);
  • магазины на первом этаже;летние помещения (покупатели в особенности любили теплые лоджии).

При этом уровень все равно еще зачастую не соответствовал тому, к чему привык сегодняшний покупатель, добавляет Шапиро. Так проект мог быть дорогим, но, к примеру, входные двери в подъезд стандартными — высотой 2,2 метра.

Комфорт на первом плане

Сегодня в России наконец-то появились дома всех видов стоимости и классов — от компактного жилья для молодых семей до комплексов с роскошными входными группами и дополнительными сервисами — фитнесом, зелеными закрытыми дворами. И каждый может выбрать то, что ему финансово доступно, говорит Шапиро.

Вместе с тем современный покупатель начал осознавать, что в архитектурный облик жилого комплекса застройщик зашивает и соответствующую цену, отмечает Пешич. Так что если сравнить два условно равных ЖК, один из которых расположен рядом с метро, а другой имеет более интересные фасады, то покупатель выберет первый.

Таким образом вкусы покупателей оказываются цикличны и в какой-то степени возвращаются к запросам, которые были актуальны в советские времена.

«Смена культурных циклов закономерна и вполне предсказуема. Примерно так и менялось отношение к хрущевкам: прогрессивная застройка, призванная решить проблему расселения в 1960-е, получает максимально негативный оттенок в 1990-е, но обретает фактически вторую жизнь сегодня. Примером тому — эстетика “панелек” в живописи, кино, компьютерных играх, первые попытки сохранения и музеефикации кварталов панельной застройки на фоне реновации», — делится наблюдениями архитектор Никита Асадов.

Эксперты особо подчеркивают, что люди сегодня стали гораздо больше обращать внимание на комфорт. Никто не хочет только приехать с работы спать и есть, указывает основатель агентства недвижимости «Вишня» Сергей Вишняков. Даже если времени ни на что другое не остается, психологически люди хотят видеть двор хотя бы с минимальным озеленением и обустроенными детскими площадками.

Безопасность и наличие зеленых зон в районе — крайне популярные запросы, добавляет руководитель офисов «Митино» и «Крылатское» агентства «Инком-Недвижимость» Наталия Борзенкова. То есть современным покупателям нужен спокойный район с хорошей репутацией и дом вблизи парков, лесов, речек.

«Так что пословица “встречают по одежке, провожают по уму” сегодня как никогда отражает и отношение покупателей к архитектурному облику жилья. Визуал рождает эмоцию и может послужить минутным порывов к покупке. Но если говорить о взвешенном решении, то покупатели все-таки больше внимания обращают на содержание: инфраструктуру, комфорт, транспортную доступность», — констатирует Пешич.

В целом современные застройщики стараются полностью соответствовать этим требованиям. Вот что, по словам Ахмедова, предлагают покупателям в современных жилых комплексах:

  • двор без машин;
  • вход на уровне земли;
  • доступность среды (пандусы);
  • наличие сервисов (быстрая доставка, базовый ритейл — продуктовый, аптека);
  • социальная и спортивная инфраструктура;
  • транспортная доступность;
  • наличие паркинга.

Сегодня можно даже говорить о том, что современные городские жители уже избалованы комфортом, в том числе и обилием инфраструктурных объектов по близости, обращает внимание Пешич. Они привыкли к тому, что их много, они все рядом. Теперь, прежде всего, ценится их качество, то есть рядом с домом должна быть не просто школа или детский сад, а именно хорошие учебные заведения.

Так что в споре о том, что важнее, комфорт и транспортная доступность или красота, на сегодняшний день все же побеждает первый фактор. Особенно когда эстетика серьезно влияет на цену вопроса для покупателя. Между деньгами и красотой он, скорее, выберет деньги, а между красотой и комфортом — комфорт.