Фактически избранный президент США Дональд Трамп задолго перед голосованием обещал снизить цену на нефть в мире до $40 за баррель. Сделать это он планирует за счет режима максимального благоприятствования американским производителям черного золота. Однако в реальности выполнить эти обещания будет не так просто: не в последнюю очередь потому, что такие цены не нужны самим нефтяникам США. Если они и будут достигнуты, то по внешним причинам, не связанным с американской политикой. Подробности — в материале «Известий».
Черное золото вместо «зеленого курса»
Американские нефтяники практически единогласно поддержали на выборах Дональда Трампа. Последние четыре года были для них не самыми приятными. Главным затруднением стала плохо скрываемая враждебность администрации Джо Байдена к производителям в силу стремления к выполнению «зеленого курса» по замещению углеводородов возобновляемыми источниками. Одним из проявления этой враждебности стал, например, запрет на бурение на федеральных землях.
Были и другие действия, такие как январское эмбарго на выдачу новых разрешений на экспорт сжиженного газа. В общем, причин поддерживать республиканского кандидата у нефтегазового сектора оказалось достаточно.
Трамп, в свою очередь, пообещал освободить нефтяников от всех ограничений и разрешить бурить буквально везде, где они пожелают. Это должно стимулировать отрасль к быстрому росту и тем самым, повысив конкуренцию и уровень добычи, опустить цены на нефть. Кроме того, вероятно, новая администрация снимет различные ограничения экологического характера, которые также ограничивают добычу. В конечном итоге такие меры должны позволить укрепить энергетическую независимость США, а также опустить внутренние цены на бензин и другое топливо, что для американского избирателя особенно актуально.
Другой вопрос, насколько это всё подействует. Добыча нефти в США и так растет несмотря на ограничения. В августе был достигнут свежий исторический максимум — 13,4 млн баррелей в сутки. По этому показателю Америка сейчас удерживает твердое первое место, вдвое превосходя свои результаты в добыче до начала сланцевого бума 2010-х.
В то же время инвесторы в прошлом уже получили негативный опыт ставки на рост любой ценой. Когда во второй половине прошлого десятилетия цены обвалились, закредитованные компании стали нерентабельными. Одни разорились, а другие пошли с молотка. Теперь игроки рынка в большей степени настроены получать стабильные доходы, а не расти до бесконечности. Прогнозы аналитических агентств допускают некоторый рост добычи в 2025 году, но он будет относительно умеренным: с 13,2 млн баррелей в день в среднем в текущем году до 13,6 млн баррелей в следующем.
Некомфортный уровень
Как отметил руководитель проектов компании «Имплемента» Иван Тимонин, обеспечение доступности энергоресурсов действительно являлось одним из ключевых тезисов избранного президента США в части энергетической политики.
— Поддержка североамериканских добывающих компаний, вероятно, будет расширена, что транслируется в рост предложения, однако всё же не в тех масштабах, чтобы снизить котировки до уровня $40 за баррель, — говорит эксперт. — Проблема состоит в том, что такой уровень цен был бы не очень комфортен и самим североамериканским производителям: точка окупаемости добычи в стране существенно варьируется для различных активов, но в среднем составляет порядка $40−50 за баррель. При этом маловероятно, что разница между ценами и затратами, в случае падения первых, будет действительно компенсироваться из бюджетных средств.
Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко отмечает, что риск снижения цен на нефть в теории есть, так как США могут попытаться увеличить добычу. Однако дело не только в этом: давление на цену может оказать протекционистская политика Трампа в отношении Китая, которая приведет к ослаблению экономики Поднебесной и, соответственно, снизит спрос на нефть.
При этом Дудченко считает, что на текущий момент нельзя на 100% утверждать, что эти факторы сработают.
— Во-первых, потенциал роста добычи нефти в США в настоящий момент может быть ограничен. Во-вторых, низкие цены на нефть не очень выгодны самим американским нефтяникам. Другими словами, начиная с определенного ценового уровня американские нефтяные компании должны становиться на сторону OПЕК и всяческим образом поддерживать сокращение добычи.
В-третьих, продолжает собеседник, торговая война с Китаем может обернуться неприятностями и для американской экономики, а снижение роста мирового спроса на нефть в следующем году уже находится во всех прогнозах крупнейших ведомств (OПЕК, Международное энергетическое агентство, Управление энергетической информации США). Следовательно, вероятнее всего, это снижение роста спроса уже находится в ценах, указал Николай Дудченко.
Кроме того, эксперт посоветовал не забывать про ОПЕК+ и дополнительные договоренности о добыче нефти. Картель может пролонгировать действующее соглашение о сокращениях добычи либо же прийти к новому. Наконец, Трамп уже делал ряд резких заявлений в отношении Ирана. То есть при его администрации Ближневосточный конфликт может даже перейти в более серьезную фазу эскалации, а это, в свою очередь, приведет не к падению, а к росту цен.
— Соответственно, утверждать, что действия Трампа однозначно приведут к падениям цен на нефть, на наш взгляд, пока преждевременно, — предостерегает аналитик ФГ «Финам».
С другой стороны, нельзя не отметить, что мировой спрос может упасть и сам по себе, поскольку торможение китайской экономики по-прежнему является довольно реальной перспективой. Выделенные на стимулирование роста ВВП КНР деньги пока недостаточно убедили инвесторов.
Вместо цен объемы
Для России в любом случае разговор о ценах на нефть довольно актуальный. Нефтегазовые доходы по-прежнему являются ключевым источником наполнения национального бюджета. В условиях, когда экспорт трубопроводного газа сократился, а поставки сжиженного природного газа могут расти лишь умеренно из-за санкций против российского СПГ-сектора, нефть выходит на особенно важное место.
Тем не менее и здесь эффект может быть не настолько сокрушительным, как ожидают в США. Опыт прошлых лет показывает, что какое-то время российский бюджет и в целом экономика могут успешно функционировать даже при ценах ниже $40.
— Говоря о России, нужно также обратить внимание на два фактора, — констатировал Николай Дудченко. — Минфин и так прогнозирует снижение доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета. И конечно, нужно понимать, что снижение цены на нефть не всегда, но всё же можно компенсировать объемами поставок.