Правительство спишет часть задолженности по бюджетным кредитам для 25 регионов на общую сумму порядка 26 млрд рублей. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. У субъектов Федерации появится больше финансовых возможностей, но этих средств, как правило, недостаточно для полного покрытия всех потребностей и выполнения планов, заявили «Известиям» в экспертном сообществе. Подробности — в материале «Известий».
Инструмент выравнивания.
Для поддержки российских регионов действует целый ряд мер, в том числе налоговые льготы, гранты, межбюджетные трансферты, дотации, напомнили «Известиям» в пресс-службе Минфина.
«Так, для развития региональной инфраструктуры и стимулирования инвестиционной активности в 2020 году был запущен механизм списания субъектам РФ задолженности по бюджетным кредитам за счет поступления в федеральный бюджет доходов от реализации новых инвестиционных проектов», — отметили в ведомстве.
Списание распространяется на реализацию новых инвестпроектов, реализуемых в таких отраслях, как сельское хозяйство, туризм, обрабатывающие производства, жилищное и дорожное строительство, ЖКХ и транспорт, уточнили в министерстве.
«Такой инструмент позволяет субъектам РФ не только сократить задолженность перед федеральным бюджетом, но и улучшить инвестиционную привлекательность региона, увеличить количество рабочих мест и поступление доходной части бюджета», — добавили в пресс-службе Минфина.
Безусловно, после списания долгов у регионов появится больше финансовых возможностей, но этих средств, как правило, недостаточно для полного покрытия всех потребностей и выполнения всех планов, заявила «Известиям» руководитель отдела суверенных и региональных рейтингов «Эксперт РА» Татьяна Тирских.
— У тех регионов, у которых суммы списания небольшие, высвободивших средств будет недостаточно для реализации крупных инвестиционных проектов. Тем не менее это позволит покрыть какую-то часть расходов относительно выполнения инженерных изысканий, проектирования, экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, — отметила она.
Мерой поддержки с 2020 года могли воспользоваться 72 региона, а общий «лимит» на поддержку превышал 600 млрд рублей, напомнил директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ Президентской академии Дмитрий Землянский.
— Фактически речь идет о списании долга на сумму налоговых и неналоговых доходов, полученных от реализации регионами инвестиционных и инфраструктурных проектов за счет средств от реструктуризации бюджетных кредитов, — заявил «Известиям» эксперт.
В прошлом году такой долг списывался впервые. Сейчас речь идет о продолжении подобной практики. Пока масштаб действия механизма остается небольшим.
— Фактически списывается около 1% задолженности регионов по бюджетным кредитам. Для сведения, текущий объем государственного долга субъектов превышает 3,15 трлн рублей, в том числе 2,5 трлн рублей приходится на бюджетные кредиты, — заметил эксперт.
Всего будет списано 25,9 млрд рублей, однако объемы списания задолженности от субъекта к субъекту существенно различаются, обратил внимание заместитель директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин.
— Так, на Московскую область и Республику Татарстан в совокупности приходится более 91% всех списываемых средств (54,7 и 36,6% от совокупного объема списания соответственно), или 23,6 млрд рублей, еще 2,9% (743 млн рублей) приходится на Пермский край, — сказал «Известиям» эксперт. — Наименьшие объемы будут списаны в Астраханской области (3,9 млн рублей), Республике Коми (2,1 млн рублей) и в Ставропольском крае (275 тыс. рублей).
Инфраструктурные (бюджетные) кредиты регионам — это целевые займы, предоставляемые региональным властям для финансирования крупных инфраструктурных проектов, напомнил кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой экономической политики и экономических измерений ГУУ Артем Савостицкий.
— У нас в стране этот инструмент стал частью государственной стратегии по выравниванию социально-экономического развития между регионами, — объяснил «Известиям» эксперт. — Такие кредиты выдаются на льготных условиях, зачастую по сниженным ставкам или на длительные сроки погашения, чтобы создать стимулы для ускоренного развития инфраструктуры и повышения качества жизни населения в регионах.
В феврале 2024 года в послании Федеральному собранию президент объявил о решении списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, чтобы снизить долговую нагрузку субъектов и поддержать их экономическое развитие.
— Списание бюджетных кредитов — это не только мера поддержки, но и инструмент экономической политики, направленный на выравнивание условий для регионального развития и повышения стабильности в социально-экономической сфере. Сейчас правительство списало относительно небольшой объем, это всего одна сотая часть общего объема задолженности всех регионов. Но для Московской области и Республики Татарстан это ощутимая величина, — заметил Артем Савостицкий.
В целом, по его словам, списание кредитов снижает бюджетные риски для регионов, так как уменьшает их долговую нагрузку и освобождает средства, которые можно направить на другие нужды.
— Например, если регион задолжал значительные суммы по бюджетным кредитам, как это было у некоторых субъектов с низкими доходами, списание части долга снижает необходимость резкого сокращения расходов на социальные программы или инфраструктурные проекты, — сказал эксперт. — Также эта мера повышает устойчивость регионального бюджета к внешним шокам: например, высвобождающиеся средства можно направить на борьбу с природными или техногенными катастрофами.
Разные варианты.
Помимо бюджетных кредитов для финансирования крупных проектов субъекты России могут использовать и другие инструменты. Один из них — выпуск региональных облигаций, которые позволяют привлекать средства частных инвесторов на определенный срок.
— Например, Московская область выпустила облигации для финансирования строительства транспортной инфраструктуры, что дало возможность реализовать проекты без значительного увеличения долговой нагрузки, — отметил Артем Савостицкий. — Еще один инструмент — концессионные соглашения, при которых частные компании берут на себя финансирование и управление проектом в обмен на право эксплуатации объекта на оговоренный срок. Так реализуются многие проекты в сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуры, например строительство платных дорог с участием частных инвесторов.
Помимо этого регионы могут привлекать средства через государственно-частное партнерство (ГЧП), когда расходы на проект разделяются между государством и бизнесом.
— Примером служит проект строительства больничного комплекса в Санкт-Петербурге, финансируемый совместно с частными компаниями. Наконец, можно использовать федеральные субсидии и гранты, которые выделяются на развитие определенных сфер. Например, это может быть улучшение экологической ситуации или развитие образования, — добавил эксперт.
Такие инструменты дают возможность региональным властям диверсифицировать источники финансирования и реализовывать стратегически важные проекты, минимизируя бюджетные риски.
Будущие списания.
В ближайшие годы ожидается достаточно масштабное списание бюджетных кредитов из федерального бюджета регионам, сказал «Известиям» директор Центра региональной политики ИПЭИ Президентской академии Владимир Климанов.
— Так, до 2030 года в соответствии с инициативами, высказанными президентом в послании Федеральному собранию в 2024 году, регионам будет списано ⅔ накопившихся объемов бюджетных кредитов в сумме около 1 трлн 100 млрд рублей. Этот процесс растянется на несколько лет. Предусмотрены специальные процедуры, в соответствии с которыми высвобождающиеся ресурсы регион должен направлять на инвестиционные цели. Но этот процесс еще не начался, — отметил он.
Тем не менее действует правило, установленное несколько лет назад и получившие название «правила 1704» по номеру постановления правительства, регламентирующего этот процесс, в соответствии с которым регион может за счет дополнительных усилий сформировать новую налогооблагаемую базу, объем налогов, по которым поступающее в федеральный бюджет может пойти на списание имеющихся бюджетных кредитов.
— И такое правило применялось уже в прошлом году и применяется в текущем. Объемы этих средств на самом деле составляют десятки миллиардов рублей. Иногда для отдельных регионов они значимы, — пояснил эксперт. — Поэтому скорее этот процесс имеет важный стимулирующий характер, но тем не менее он не является ключевым в решении бюджетных проблем, стоящих в том или ином регионе.
«Известия» направили запрос в Минэк, но на момент публикации ответ получен не был.