Больше половины жалоб граждан в Роспотребнадзор поступают на косметическую продукцию. 30% ассортимента в торговых сетях продается без данных о составе, на 60% используется мелкий нечитаемый шрифт. В Роспотребнадзоре рост нарушений признают, отметив, что 25% парфюмерной продукции реализуется с нарушениями. Глава Национального союза защиты прав потребителей направил обращение вице-премьеру Денису Мантурову и в Минпромторг, предложив в качестве одной из мер ускорить введение обязательной маркировки. В министерстве заявили, что разрабатывают дополнительные инициативы по контролю за оборотом этой продукции.
В России просят усилить контроль за производителями и продавцами косметики. С таким предложением к вице-премьеру Денису Мантурову и главе Минпромторга Антону Алиханову обратился председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин после проведения мониторинга этого рынка. В письме (есть у «Известий») общественник указывает на причины, почему необходимо срочно принять меры.
«Рынок косметической продукции в РФ приближается к 1 трлн рублей в год. Однако практически вся косметическая продукция — 95%, включая аптечную косметику — содержит информацию о составе на латинице, а не на русском языке. Производители и торговые организации имеют возможность это делать, но намерено выбирают латиницу для того, чтобы затруднить получение важной для потребителя информации», — говорится в документе.
Кроме того, там отмечается, что в 60% продукции состав компонентов написан нечитаемым шрифтом, а зачастую — с подменными названиями, которые не позволяют понять, что в товаре может находиться ядовитый ингредиент. В то же время примерно 30% ассортимента в торговых сетях продается вообще без информации о составе, говорится в документе.
«Растет число жалоб потребителей на косметическую продукцию. Почти 60% обращений, поступающих на специализированную горячую линию Роспотребнадзора, касаются качества и безопасности таких товаров. Самыми распространенными побочными эффектами от косметики являются: раздражение, аллергия и кожные заболевания», — отмечается в письме.
Как считает Павел Шапкин, в качестве одной из мер, которая помогла бы решить эту проблему, могло бы стать ускоренное введение маркировки продукции.
Это мнение разделяют и в Общественной потребительской инициативе.
— Проводимые ОПИ исследования показывают, что динамика нарушений в отрасли продолжает нарастать. Отдельные недобросовестные производители косметики и бытовой химии допускают нарушения в сфере оборота спиртосодержащей продукции, реализацию продукции без свидетельств о госрегистрации, сокрытие от потребителей обязательной информации, нарушение установленных требований к качеству и безопасности продукции, сокрытие сведений о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, неуплату сборов по утилизации и др., — заявил «Известиям» глава организации Олег Павлов.
По его словам, в 2023 году число таких нарушений (признаков нарушений), по которым контрольными (надзорными) органами были объявлены предостережения, выросло по сравнению с 2022-м на 162%. По итогам девяти месяцев этого года рост продолжился и уже составил 54%.
— Наряду с этим всё острее обозначается проблема поступления и реализации нелегальной продукции по интернет-каналам. У потребителей, приобретающих косметику и бытовую химию на крупнейших онлайн-площадках, отсутствуют ориентиры по выбору качественной и безопасной продукции. Этим пользуются недобросовестные поставщики, наводняющие площадки контрафактными и нелегально ввезенными товарами, — отметил Олег Павлов.
Общественник подчеркнул, что в итоге в проигрыше оказываются и добросовестные отечественные производители, неспособные конкурировать с товарами, при ввозе которых не уплачиваются установленные налоги и сборы, не проводится процедура подтверждения соответствия обязательным требованиям и т.п. Он указал на необходимость введения инструмента, позволяющего контролировать объемы и качество выпускаемой продукции, а также при необходимости принимать меры к оперативному пресечению противоправной деятельности.
Беспокойство общественников разделяют в Роспотребнадзоре. На заседании экспертного совета по обелению экономики комитета Госдумы по экономической политике, которое прошло 7 октября, начальник управления контроля за продукцией в обороте ведомства Андрей Пучковский рассказал, что нарушений у производителей косметики сегодня гораздо больше, чем в других сферах.
— Порядка 1 млн единиц продукции за эти 12 месяцев прошли проверку Роспотребнадзора. 18% ее находилось в обороте с нарушением. Если мы сузим круг и, скажем, возьмем цифры по парфюмерной продукции, то здесь количество проблемных продавцов и количество проблемной продукции повысилось. На сегодняшний день фиксируется порядка 25% всей продукции с теми или иными отклонениями, — заявил представитель ведомства.
Ранее в службе сообщали «Известиям», что у производителей и продавцов косметики зафиксировали кратное увеличение нарушений при изготовлении и продаже продукции при сокращении количества плановых контрольно-надзорных мероприятий почти в 2,5 раза.
В пресс-службе Минпромторга на запрос «Известий» не ответили. При этом, как рассказал на заседании экспертного совета Госдумы директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции министерства Владислав Заславский, в РФ идет эксперимент по введению маркировки косметической продукции, который завершится 28 февраля 2025 года (начался 15 января 2024-го), а затем ее процедура введения будет происходить поэтапно в течение 2,5 года.— Кроме непосредственно самой прослеживаемости и подтверждения подлинности товара, мы на систему маркировки дополнительно подгружаем ряд функций и элементов, которые позволят наиболее эффективно осуществлять контроль в сфере противодействия незаконному обороту этой продукции, — отметил он.
По словам Владислава Заславского, Минпромторг разрабатывает проект постановления, которое введет обязательные требования и контроль за всей разрешительной документацией к такой продукции.— Результатом будет недопуск на рынок товара, у которого поддельные сертификат или декларация соответствия, — отметил он.
По словам представителя ведомства, также подготовлен пакет изменений в законодательство ЕАЭС в сфере технического регулирования. По сути, речь идет о блокировке оборота такой продукции, отметил он.
Кроме того, по просьбе нескольких ассоциаций легкой промышленности и Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Минпромторг разрабатывает механизм по проверке производителей, который бы минимизировал или вообще прекратил возможность использования незаконного производства товаров, завезенных на территорию РФ. По его словам, регистрация предприятия в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ) должна исключить легализацию контрабандного товара. Как сообщили в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор госсистемы «Честный знак») со ссылкой на оценки НИУ ВШЭ, доля нелегального оборота в косметике и бытовой химии в настоящее время достигает 16 и 12% соответственно. Система отслеживаемости такого товара позволит снизить долю его незаконного оборота, полагает замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.