Взлет ставки попросили отложить. Авиакомпании предупреждают о росте издержек из-за аэронавигационных сборов

По данным «Ъ», Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) просит Минтранс скорректировать планы по повышению сборов для фонда реконструкции аэродромов. ФАС утвердила повышение ставок за аэронавигацию для российских перевозчиков на 37% в РФ и вдвое — на международных рейсах. АЭВТ в связи с этим предупреждает о росте издержек, подорожании билетов и снижении спроса. Ставки сборов для российских перевозчиков остаются ниже, чем для иностранных, а реконструкция недофинансированных аэродромов необходима, возражают эксперты.

Источник: РИА "Новости"

АЭВТ (объединяет 23 крупнейшие авиакомпании) попросила Минтранс доработать проект постановления о правилах расчета собираемых с авиакомпаний средств на капремонт аэродромов. Копия письма от 9 сентября есть у «Ъ». Средства будут собирать за счет повышения аэронавигационных сборов. Оператором выступит Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК по ОрВД). До 2030 года должны отремонтировать не менее 50 аэродромов, на что ежегодно потребуется около 12 млрд руб.

В проекте предусмотрено увеличение аэронавигационного сбора с российских авиакомпаний на внутренних рейсах на 37%, на международных — на 100%.

«Это приведет к росту стоимости авиабилетов и снижению спроса на авиаперевозки, а также ухудшению конкурентных позиций относительно иностранных перевозчиков», — говорится в письме.

ФАС 30 августа утвердила приказ о повышении ставок, документ должен вступить в силу 17 сентября. Согласно приказу, ставки для иностранных перевозчиков останутся прежними — $161 (14,5 тыс. руб. по курсу ЦБ) за каждые 100 км полета при взлетной массе самолета от 50 до 100 тонн. Для российских ставки вырастут с 1,2 тыс. до 1,6 тыс. руб. внутри РФ и с 4,6 тыс. до 9,2 тыс. руб. на международных рейсах.

АЭВТ предложила доработать проект правил пополнения фонда описанием механизма оценки потребностей аэродромов в реконструкции и возможностей осуществить ее за счет местных бюджетов или собственных средств. Также предлагается пополнять фонд и за счет иностранных компаний повышением двух сборов: за аэронавигацию при полетах в РФ и за транзитные перелеты. Повышение ставок сборов для российских перевозчиков не должно превышать 10% на внутренних линиях из-за «социальной значимости этих маршрутов», считают в АЭВТ. Оставшуюся необходимую сумму предлагается распределить между ставками для российских перевозчиков на международных направлениях и летающих в РФ иностранных авиакомпаний.

С учетом повышения ставок ГК по ОрВД на 76% за два последних года ассоциация просит Минтранс о более планомерном изменении тарифов «для адаптивного роста нагрузки на пользователей».

Сумма 12 млрд руб. ежегодно — «весомая нагрузка на авиакомпании», особенно с учетом уже проведенной реконструкции значительной части аэродромной инфраструктуры и строительства новых терминалов, где наблюдается двукратный и более рост стоимости обслуживания рейсов, сказано в обращении. АЭВТ просит не взимать сборы за аэронавигацию в тех аэропортах, где запланирована реконструкция в рамках государственно-частного партнерства, чтобы избежать «двойной оплаты».

В Росавиации вопросы «Ъ» адресовали в Минтранс, где «Ъ» не ответили. В «Аэрофлоте» подчеркнули необходимость реализации программы модернизации инфраструктуры, добавив, что регуляторы и участники должны прийти к формированию прозрачного и справедливого механизма финансирования. В Utair и «Уральских авиалиниях» сообщили, что поддерживают обращение АЭВТ.

В S7 поддерживают распространение формирования средств фонда на иностранных пользователей и для исключения двойной оплаты считают необходимым не взимать сборы за аэронавигационное обслуживание в аэропортах, реконструкция в которых запланирована по схеме государственно-частного партнерства. Размер «целевого» фонда и порядок расходования собираемых с авиакомпаний средств должен быть подкреплен конкретным перечнем аэропортов, сроками и суммами финансирования, добавили в компании.

Подробный перечень аэродромов и механизмы распределения средств на реконструкцию будут предоставлены Росавиацией на следующем этапе реализации проекта, говорит глава аналитического центра ГосНИИ ГА Федор Борисов.

«Обосновать необходимость реконструкции небольших и недофинансированных местных аэродромов регуляторам не составит труда», — полагает он.

Недовольство авиакомпаний ростом издержек объяснимо, продолжает господин Борисов, но в данной ситуации речь идет «о снижении косвенной субсидии». По его словам, ставки сборов для российских перевозчиков были и остаются ниже, чем для иностранных, хотя Международная организация гражданской авиации рекомендует создавать равные условия для перевозчиков. Как отмечает Федор Борисов, сейчас речь идет о перераспределении этой госпомощи в адрес небольших аэропортов, которые не могут генерировать большие денежные потоки. «Авиавласти видят довольно стабильное финансовое положение авиакомпаний и решают проблему дисбаланса в отрасли таким образом — это шаг в правильном направлении», — говорит он.

По мнению Федора Борисова, отмена аэропортовых сборов в аэропортах с небольшим пассажиропотоком была бы правильной, но вот на повышение ставок для иностранных перевозчиков регуляторы вряд ли пойдут. «Власти заинтересованы в восстановлении присутствия иностранных перевозчиков и прежде всего транзитных перелетов», — говорит он. По оценке господина Борисова, при пассажиропотоке в 100 млн человек и ожидаемом сборе в 12 млрд руб. влияние сбора на билет не превысит 120 ₽

Хотя другой собеседник «Ъ» в экспертном сообществе говорит, что текущее «финансовое благополучие» перевозчиков объясняется всего лишь накоплением средств на дорожающее поддержание летной годности, будущие расходы на обновление парка и не означает рост благосостояния. По его словам, без утвержденного перечня аэродромов и проработанного механизма распределения средств создание фонда затянется на неопределенный срок.