На заседании в четверг, 18 июля, Европейский центробанк, как и ожидалось, оставил без изменений все три ключевые ставки: базовая ставка по кредитам сохранена на уровне 4,25%, по депозитам — 3,75%, по маржинальным кредитам — 4,5%. На прошлом заседании ЕЦБ снизил ставки на 25 базисных пунктов — впервые с начала ужесточения денежно-кредитной политики в июле 2022 года (см. «Ъ» от 7 июня). Решение тогда объяснялось данными о замедлении инфляции в зоне евро: с сентября 2023 по июнь 2024 года она снизилась более чем на 2,5 процентного пункта.
Пресс-конференция по итогам июльского заседания регулятора заметно отличалась от июньской как содержательно, так и интонационно: глава ЕЦБ Кристин Лагард заявила об усилении рисков нового разгона инфляции после того, как в июне, по данным Евростата, она несколько замедлилась (до 2,5% после 2,6% в мае). Впрочем, без учета цен на энергоносители и продовольствие показатель, как и месяцем ранее, составил 2,9%.
Повышательное давление на цены, по словам госпожи Лагард, по-прежнему оказывает сектор услуг — в июне, как и в мае, инфляция в нем составляла 4,1%.
Отметим, инфляцию в услугах одной из ключевых проблем развитых экономик называли ранее в МВФ (см. «Ъ» от 17 июля). Активный рост цен в секторе, как подтвердила госпожа Лагард, вызван в том числе расширением в нем трат на оплату труда — именно этот фактор в последние несколько недель использовался аналитиками как аргумент в пользу того, что со смягчением ДКП ЕЦБ поспешил. Сейчас регулятор прогнозирует, что инфляция будет колебаться вблизи нынешнего значения до конца года. Достижение же целевых 2% откладывается до второй половины 2025 года — к этому сроку рост зарплат, предположительно, замедлится.
Рисков для устойчивого экономического роста, по словам Кристин Лагард, также становится все больше, в том числе из-за эскалации торговой напряженности между крупнейшими экономиками. На замедление роста, отметим, уже указывают поступающие данные за второй квартал. В частности, индекс деловой активности (PMI) в производственном секторе снизился в июне до 45,8 пункта (значения ниже 50 пунктов свидетельствуют о сжатии деловой активности).
Сигнала о будущем ДКП регулятор в четверг не дал — госпожа Лагард, отказавшись от подробных комментариев, подчеркнула лишь, что диапазон возможных решений следующего заседания в сентябре остается широким.
В целом заявления центробанка 18 июля были заметно осторожнее, чем раньше: на июньское снижение ставок представители регулятора намекали на протяжении нескольких месяцев до самого заседания. Нынешняя же лаконичность высказываний может быть следствием усиливающейся разницы в темпах восстановления отдельных европейских государств, в том числе Германии и Франции. Потребность учитывать все больше данных сдвигает «вправо» реальные сроки формирования позиции членов совета управляющих ЕЦБ.