Kept проанализировал международный опыт строительства ВСМ в приложении к проекту ВСМ Москва—Санкт-Петербург. Согласно выводам исследования, ВСМ — предпочтительный вид транспорта при поездках на 150−800 км и времени в пути от двух до четырех часов. Будучи сопоставимы по времени в пути и стоимости с авиатранспортом, ВСМ более удобны с точки зрения бесшовности, указывают в Kept. При расстоянии 800−1200 км и четырех-восьми часах в пути ВСМ конкурирует с авиатранспортом, на более дальних расстояниях безраздельно господствует авиация, а плечи до 150 км преимущественно обслуживает автотранспорт, говорится в исследовании.
23 миллиона человек должен составить пассажиропоток ВСМ Москва—Санкт-Петербург к 2030 году.
Размер авиасообщения, показывают данные Kept, при строительстве ВСМ сжимается во всем мире. На направлениях Париж—Страсбург и Тайбэй—Гаосюн после ввода ВСМ отказались от около 80% рейсов, более 50% маршрутов были сняты на направлениях Брюссель—Лондон, Мадрид—Севилья, Париж—Лондон, Сеул—Пусан. Между Пекином и Шанхаем с вводом ВСМ избыточным оказалось около трети авиасообщения.
Данные по оттоку пассажиров авиатранспорта (20−80%), приведенные в исследовании, применительно к маршруту Москва—Санкт-Петербург скорее завышены, считает руководитель группы Kept по привлечению финансирования Степан Светанков. По его словам, приведенные маршруты короче, чем ВСМ Москва—Санкт-Петербург, и на момент запуска ВСМ там отсутствовала быстрая и удобная альтернатива самолету. А между Москвой и Петербургом уже есть «Сапсан», который постепенно забрал часть трафика у авиатранспорта, указывает аналитик.
По словам господина Светанкова, расстояние маршрута Москва—Санкт-Петербург (почти 700 км) близко к расстояниям, на которых ВСМ конкурирует с авиацией, поэтому важным фактором станет цена поездки.
Стоимость билета ВСМ в 9 тыс. руб. и авиабилета в 4−4,5 тыс. руб. может существенно ограничить отток пассажиров авиатранспорта, указывает он. По словам аналитика, в связи с этим прогнозируемый Минтрансом отток трафика у авиакомпаний в размере 14% «выглядит обоснованно» на первые годы работы ВСМ.
В Kept также рассчитали возможный ориентир для цены билетов на ВСМ Москва—Санкт-Петербург исходя из мировых примеров. Самые низкие цены в пересчете на рубли — в Китае, около 7 ₽ на 1 км пути при срочной покупке и заказе билетов за 30 дней, а на линии Наньнин—Гуанчжоу — 5 ₽ на 1 км. Как отмечают в Kept, 7 ₽ за 1 км — средняя стоимость проезда на «Сапсане» сегодня. В Европе поездка на ВСМ в среднем обойдется в 13 ₽ за 1 км при покупке за 30 дней и 21 ₽ за 1 км при срочной покупке, в Японии — 18 ₽ за 1 км в среднем в обоих случаях. Самая дорогая ВСМ — Лондон—Париж, где билеты стоят 35 ₽ за 1 км при покупке за 30 дней и 45 ₽ за 1 км при срочной покупке. Исходя из этого, в Kept оценивают стоимость билетов на ВСМ Москва—Санкт-Петербург в ценах 2028 года в 5,8−9,3 тыс. руб. для глубины бронирования 30 дней. В апреле Минтранс оценивал стоимость билетов в 8,9 тыс. руб. в 2028-м и почти 10 тыс. руб. в 2030 году.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что есть ненулевая вероятность того, что, вопреки мировым тенденциям, авиасообщение даже выиграет от строительства ВСМ.
Сейчас, отмечает он, по цене с авиацией конкурирует «Сапсан», а ВСМ вдвое дороже. Более того, выбрана схема, при которой организуется не наиболее быстрая доставка бизнес-пассажиров, а одновременно решается вопрос «полупригородного» сообщения с Новгородом и другими городами, уже успешно закрывающийся «Ласточками», указывает аналитик. Между тем, напоминает господин Бурмистров, сообщение Москвы и Санкт-Петербурга с аэропортами упрощается. Ко Внуково уже подходит метро, а с решением вопроса более быстрого сообщения с Пулково путь от центра до центра городов займет пять часов по цене в два раза ниже, чем ВСМ, указывает он. Хотя, отмечает эксперт, авиакомпаниям предстоит решать вопрос обновления воздушного флота, с чем пока наблюдаются серьезные сложности.