Совет ЕС обязал экспортеров европейских товаров в контрактах на поставку определенных чувствительных продуктов в третьи страны, не относящиеся к «партнерским», прописывать условие, запрещающее реэкспорт в Россию или в другую страну для использования в России. Новая статья введена в санкционный регламент ЕС 833/2014, определяющий секторальные санкции в отношении России.
Такая оговорка должна быть введена в новые экспортные контракты к 20 марта 2024 года.
Оговорку не нужно вводить, если договор предполагает экспорт в «страны-партнеры». К таким относятся США, Великобритания, Япония, Южная Корея, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Швейцария.
Товары, на которые распространяется новое условие, запрещены Евросоюзом к поставке в Россию и включают:
- товары двойного назначения и «продвинутые технологические товары, использующиеся в российских оружейных системах», которые применяются в местах боевых действий на Украине (микросхемы, танталовые конденсаторы, видеопереговорные устройства, диоды, транзисторы, шариковые подшипники, некоторые части самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов
и т. д. ), говорится в регламенте; - определенные авиационные товары (например, шины для использования на воздушных судах, антенные отражатели, накладки тормозных колодок);
- авиационное топливо;
- боевое стрелковое оружие.
Партнер брюссельской юрфирмы Acquis, специалист по санкциям Юрий Шумилов считает в краткосрочной перспективе маловероятным распространение подобного механизма на более широкий список гражданских товаров. «В то же время в логике постепенного нарастания санкций нельзя исключать, что это на каком-то этапе произойдет», — добавил он.
Согласно поправкам в санкционный регламент, экспортеры должны обеспечить в соглашениях со своими контрагентами из третьих стран достаточные средства правовой защиты на случай нарушения оговорки о реэкспорте. Так, если экспортер узнает о таком нарушении, то обязан проинформировать об этом компетентные органы европейской страны, где он зарегистрирован или расположен.
«В то же время не до конца понятен механизм обнаружения европейским поставщиком нарушения оговорки со стороны своего контрагента в стране-импортере», — говорит эксперт, указывая, что, вероятно, Еврокомиссия в скором времени выпустит материалы, разъясняющие эти практические аспекты.
В сентябре Еврокомиссия публиковала рекомендации для европейских операторов по процедурам due diligence в целях предотвращения обхода антироссийских санкций. В том числе компании ЕС должны соблюдать процедуры проверки, чтобы подсанкционные товары не оказались в России, говорилось там. В частности, предлагалось включать в контракты оговорку, запрещающую дальнейший реэкспорт подсанкционных товаров в Россию или Белоруссию, а возможно, и пункты, касающиеся проведения европейскими поставщиками последующих проверок, что товары действительно используются по назначению в стране, куда были законно поставлены.
«Если подсанкционный товар, экспортированный из ЕС в третью страну, реэкспортируется в Россию, компетентные органы могут расценить неспособность европейского экспортера провести надлежащие процедуры due diligence как нарушение законодательства ЕС о санкциях», — предупреждала Еврокомиссия.