Эксперты рассказали об интересе российских компаний к панда-бондам

По меньшей мере 10 российских компаний изучают возможность выхода на долговой рынок Китая, пишут «Ведомости». По словам аналитиков, их интересует выпуск панда-облигаций — бондов иностранных эмитентов в юанях, которые размещаются на внутреннем рынке Китая.

Как минимум 10 российских компаний активно изучают возможность выхода на долговой рынок Китая, пишут «Ведомости» со ссылкой на презентацию рейтингового агентства «Эксперт РА». Интерес со стороны компаний из России к панда-бондам (облигациям, номинированным в юанях и размещенным на внутреннем рынке материкового Китая, которые выпущены иностранными эмитентами) отмечает и АКРА, пишет издание.

В выходе на китайский долговой рынок заинтересованы экспортеры и импортеры, которые осуществляют крупные закупки товаров и оборудования в юанях, объясняет гендиректор «Эксперт РА» Марина Чекурова. По ее словам, экономически разумно осуществить заем в юанях и произвести закупку в той же валюте. В том числе варианты размещения на китайском рынке прорабатывает Газпромбанк, сообщил его первый вице-президент Денис Шулаков.

Кроме панда-бондов, есть «дин-самы» (юаневые бонды, эмитированные в Гонконге) и FTZ-облигации (free trade zone), которые выпускаются в китайских зонах свободной торговли. Эти сегменты труднодоступны для российских эмитентов, сказал Шулаков.

По его словам, Газпромбанк прорабатывает с китайскими партнерами все варианты размещения, а также занимается вопросами выхода китайских эмитентов и инвесторов на рынок юаневых бондов в России.

Первым среди российских эмитентов панда-облигации разместил UC Rusal в 2017 году — на Шанхайской фондовой бирже, в размере 1,5 млрд юаней. На российский рынок компания вывела 10 выпусков юаневых бондов на 23,5 млрд юаней (300,3 млрд рублей, ставка купона — 3,65−6,7%). Кроме UC Rusal, юаневые бонды в российской инфраструктуре выпустили Альфа-банк, «Роснефть», «Норникель», «Сегежа», «Полюс», «Совкомфлот» и другие, напоминают «Ведомости».

Для размещения российских бумаг на китайских биржах есть ряд препятствий, отметил управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин. Он напомнил, что рынок в Китае жестко регулируется, а банки не станут покупать бумаги компаний, которые попали под санкции, опасаясь вторичных ограничений. К тому же российские эмитенты предлагают незначительные объемы облигаций для китайского рынка, и важно понять, на какие российские бонды будет спрос, добавил Гришунин. По его словам, в первую очередь возможности есть у экспортеров в Китай, потому что такие компании поощряет китайский регулятор и предпочитают местные банки. Также рассчитывать на спрос со стороны китайских банков могли бы российские эмитенты зеленых облигаций с ESG-рейтингами, добавил Гришунин.

Компаниям необязательно выходить на китайский рынок для заимствований в юанях, считает финансовый директор эмитента юаневых бондов «Южуралзолота» Артем Клецкин. По его словам, условия выпуска облигаций в юанях в российской юрисдикции эффективны. С ним согласен гендиректор «Фосагро» Михаил Рыбников: по его словам, компании комфортно выпускать бонды в юанях внутри России. Емкость российского рынка облигаций в китайской валюте пока ограничена потребностями банков в юаневых активах и конкуренцией со стороны замещающих облигаций, говорит руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитала» Алексей Булгаков. Рынок будет развиваться быстрее, когда ставки юаневых облигаций сравняются с замещающими бондами, добавляет руководитель DCM-направления департамента корпоративных финансов «Цифра брокера» Максим Чернега.

Сейчас ставки по бумагам в юанях варьируются в диапазоне 3,05−8% годовых, а по замещающим достигают почти 12%, отмечают «Ведомости».