Биржевые цены на бензин опустились ниже уровня котировок конца февраля этого года. Летнее дизельное топливо (ДТ) в опте пока дороже чем в начале 2023 года, но уже дешевле, чем в сентябре прошлого года. Зимнее ДТ по-прежнему находится на рекордном, по сравнению с прошлыми периодами уровне.
На АЗС цены на бензин тоже снижаются, но темпы значительно ниже, чем в опте. И хотя с начала ноября в рознице снижение цен отыграло больше трети годового роста, стоимость литра топлива на заправках значительно выше показателей прошлого и начала этого года. Тогда, например, по данным Росстата, средняя цена бензина марки АИ-92 была 47,14 рубля за литр. Сейчас — 50,21 рубля за литр. Цены снижаются, но все равно находятся выше прошлогодних значений. Дизель же вообще дорожает, но здесь хотя бы можно дать объяснение, сейчас покупаются зимнее сорта ДТ, а его биржевая стоимость очень высока.
Главный вопрос, который возникает в этой ситуации, почему цены на бензин в рознице выше, чем в прошлом году или в начале этого года, хотя биржевые котировки упали. Кроме того, по-прежнему полностью не снят запрет на экспорт зимнего ДТ, а производство топлива находится на высоком уровне. Второй вопрос, что будет с ценами в новом году, ведь с января вырастут акцизы на бензин и ДТ, а также поменяются условия расчета выплат компенсации из бюджета нефтяникам за поставки на внутренний рынок (демпферный механизм).
Чтобы не быть голословным, возьмем, откроем статистику Минфина РФ и сравним доходы бюджета за ноябрь рекордного по приходу средств из отрасли 2022 года и этого года по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ — основной налог с нефтяных компаний), говорит эксперт. В прошлом году — 528 млрд рублей, в этом — 997 млрд рублей. Выплаты из бюджета по демпферу в ноябре 2022 года — 149 млрд рублей, в этом году — 193 млрд рублей. То есть доходы увеличились почти на 470 млрд рублей, а расходы на 44 млрд рублей. Да выросли цены на нефть, но в среднем рост составил 10−15%, а налоговые поступления из отрасли выросли почти в два раза. Эти деньги взялись из отрасли, а значит расходы были перераспределены по всей цепочке производства, в том числе и на розничный сегмент.
При этом, как отмечает зампред набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев, у нас сложилась сейчас такая ситуация, что оптовый и розничный рынок топливо существуют независимо друг от друга. В рознице рост цен у нас ограничен уровнем инфляции, за этим внимательно следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). При этом мы понимаем, что на цену в рознице с начала следующего года будет влиять и запланированный рост акцизов, и изменения условий выплат по демпферу, и рост железнодорожных тарифов. Но подорожание будут удерживать в пределах инфляции. Оптовая торговля у нас больше ориентирована на международный рынок и здесь цены могут сильно колебаться. Могут быть и падения, и взлеты, но на розницу они сильно влиять не будут. Демпферный механизм для того был и сделан, чтобы мировая конъюнктура не приводила к волатильности розничных цен на внутреннем рынке, замечает эксперт.
Последнее замечание эксперта говорит о том, что можно ожидать дальнейшего снижения розничных цен на бензин. А вот стоимость ДТ на АЗС, по-видимому, останется в лучшем случае прежней.
Оптовые цены на ДТ в России, как правило, в декабре очень часто повышались, говорит Мильчакова. Это было связано с разными факторами — от высоких мировых цен на нефть, что увеличивало объемы экспорта и сокращало объемы переработки, до ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Несмотря на то, что в производство ДТ растет, некоторые крупные компании все еще недозагружают мощности по переработке, поскольку ранее они не ожидали, что запрет правительства на экспорт нефтепродуктов просуществует так недолго.
С точки зрения Симонова, на топливные цены в будущем году будет влиять политическая повестка. До 17 марта едва ли кто-то позволит ценам на АЗС серьезно расти. Но чудес не бывает. Если в бюджете запланирован рост нефтегазовых доходов еще на 30%, то это отразится на стоимости продукции выпускаемой отраслью. А это, в первую очередь, бензин, ДТ, мазут и авиакеросин. Причем «жирок», который накопили компании (особенно независимые АЗС, не принадлежащие крупным нефтяным корпорациям) был уже растрачен в 2023 году. А это значит в следующем году им будет особенно тяжело.
Мильчакова считает, что в январе 2024 года в среднем розничная цена на бензин может составлять около 55 ₽ за литр, на дизельное топливо — примерно 65,5 ₽ (сейчас — 54,56 ₽ и 64,27 ₽ за литр, соответственно).