![](https://resizer.mail.ru/p/63c5ad6c-def0-575a-943f-0bb3f5907553/AQAGCpaVLf7kyuan-jHiDckU0JM_S_h9SKy-Be8b7fLQ_w8yg1ogNxxmjhuFBvEGRcSYmWXcC9mKSbadi2bcsJqFPwI.jpg)
Эксперт отметил, что страна переориентирует логистические цепочки и транспортный комплекс. Он рассказал, что удельный вес российского экспорта на западном направлении в 2021—2022 годах составлял порядка 25−30 процентов от общего объема. Теперь часть этой продукции будет доставляться в южном направлении, в основном через порты Черного и Азовского моря, а также через сухопутные и водные маршруты коридора Север-Юг.
Новрузов добавил, что следует учитывать вектор движения поставок для традиционных партнеров в Южной Америке и Азии, а также для новых рынков в Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Он заявил, что на южном направлении завершаются работы по усилению транспортной инфраструктуры и увеличению пропускной способности железных дорог и портов. Также ведутся работы по развитию автомобильных перевозок.
В результате этих усилий российский экспорт вырастет до 30 процентов к 2030 году. Транспортная ориентация сместится со стран Евросоюза, ранее занимавших долю в 40 процентов экспорта, в сторону государств Ближнего Востока и центральной Азии, поставки будут осуществляться через Черное море.
Ранее доцент кафедры экономической политики и экономических измерений ИЭФ ГУУ Максим Чирков рассказал, что в настоящее время потери ЕС от антироссийских санкций просто запредельны. Он отметил, что сейчас положение европейской экономики продолжает динамично ухудшаться.