В последнее время власти ввели новые пошлины для экспортеров, утвердили принудительно-добровольный сбор с крупного бизнеса и повысили НДС на бургеры в два раза. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что через три года вернутся и к обсуждению базовых налогов, в том числе на доходы физических лиц.
Тем удивительнее на этом фоне планы расширить эксперимент с нулевым НДС на большее число отраслей, которые озвучил вице-премьер Андрей Белоусов, известный своим умением призвать бизнес к социальной ответственности.
То есть предприятиям предлагают не платить НДС, стимулируя их выходить из серой зоны, объяснил советник юридической фирмы Lidings Дмитрий Кириллов:
«В рамках эксперимента в ресторанной сфере за счет обнуления ставки налога было предложено позволить самой отрасли сэкономить. Экономия на НДС дает стимул к тому, чтобы бизнес оставался на плаву и имел деньги для того, чтобы развиваться. С другой стороны, в ресторанной отрасли была развернута серьезная борьба с злоупотреблениями. Были вскрыты масса схем, когда использовались, например, параллельные кассы, и выручка от работы заведения уходила на счета совершенно других компаний».
Искушение уйти в серую зону возникало у ресторанов, оборот которых уже не позволял платить сниженные налоги на упрощенке. Но, конечно, такие риски есть во всех отраслях.
В июне 2023 года в Минфине говорили, что нулевой НДС могут ввести еще для охранных предприятий и в торговле непищевыми товарами. Правда, обелить непродовольственный ритейл таким способом может и не получиться, считает налоговый юрист Борис Луцет:
«В структуре общепита есть большая доля, во-первых, НДС по пониженной ставке в 10%, а, во-вторых, соотношение затрат на приобретение продукции и оплату труда там совершенно другое, нежели в торговле непищевыми товарами. Все-таки последняя не всегда человекоемкая отрасль. Если мы в качестве примера берем торговлю бытовой техникой, то доля материальных затрат в ней намного выше в соотношении с заработной платой, чем в общепите. Вот в охранной деятельности, очевидно, этот показатель достаточно высокий, то есть доля затрат на оплату труда в общих расходах».
Одни получили больше доходов, другие — больше взносов в бюджет. Но собеседники «Ъ FM» обращают внимание на новые риски для бизнеса. В частности, депутаты от КПРФ внесли законопроект о внедрении так называемого ресторанного сбора, когда 1% с каждого чека перечисляется в фонд поддержки участников СВО.
И правительство четкого отрицательного заключения на инициативу не дало. По крайней мере, так это трактует налоговый юрист Борис Луцет: «Ее не стоит сбрасывать со счетов. Обеленные таким образом отрасли будут очень благодатной почвой для введения прообраза НДС или чего-то подобного. Я, естественно, этого не предвосхищаю, но правительство дало заключение с предложением серьезно доработать этот законопроект. Таким образом концептуально не отрицается введение этого сбора. Он-то в итоге может превратиться именно в налог с продаж и не только в ресторанах и барах, как сейчас там написано, а в неких отраслях, которые к тому времени будут обелены».
Хотя пока налоговая политика властей все же другая: в основном ужесточения касаются крупных компаний и экспортеров. Остальному бизнесу, наоборот, обещают больше поддержки и ждут, что к 2030-му предприятия в среднем будут работать больше 13 лет. Сейчас срок их жизни не превышает девяти.