По итогам третьего квартала Россия снова стала торговать в плюс. Профицит счета текущих операций увеличился за счет роста экспорта и неизменном стоимостном объеме импорта, а также за счет сокращения дивидендов, начисленных российскими компаниями нерезидентам, сообщил Банк России. Это служит важной причиной укрепление курса рубля, рассказали aif.ru эксперты.
На чем заработала Россия.
А вот расходы за импортные товары замедлились, поскольку восстановление импорта, которое оказывало давление на курс в первой половине 2023 года, приостановилось. Стоимостный объем импорта был на 4% ниже уровня третьего квартала 2021 года, а его рост замедлился. В то же время импорт продолжали поддерживать рост внутреннего спроса, переориентация на альтернативных поставщиков и меры правительства России по упрощенному порядку ввоза товаров, отметили в ЦБ.
Причем тут курс рубля.
Представители ЦБ много раз называли сокращение платежного баланса главной причиной сильного ослабления курса рубля. «Курс у нас плавающий. Динамика курса определяется потоками платежного баланса. В первую очередь — тем, что происходит на стороне экспорта и на стороне импорта», — говорил в июне зампред Центробанка Алексей Заботкин.
Насколько укрепится рубль.
Рост профицита счета текущих операций действительно поддержит рубль, однако он отражает более глубокие процессы, запущенные повышением ключевой ставки и замедлением расходов федерального бюджета, объяснил aif.ru главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков.
Главной развилкой для курса в ближайшие месяцы станут решения Банка России и Минфина по реализации покупок по бюджетному правилу в 2024 году и о догоняющих покупках за период с августа по декабрь 2023 года, спрогнозировал Александр Исаков. «По нашим оценкам, начало покупок валюты в январе 2024 года ограничит укрепление курса и вернет его на траекторию ослабления до порядка 100−102 к концу 2024 года», — сказал он.
Торговый профицит — это действительно тот фактор, который способен поддержать рубль, так как приводит к притоку валюты на рынок, сказал в беседе c aif.ru независимый финансовый аналитик, автор Telegram-канала Unexpected Value Сергей Скатов.
«Но при оценке динамики курса важно учитывать уровень оттока капитала. Вполне возможно, что снижение этого показателя после введения валютных ограничений оказало в моменте более значимый эффект. Плюс мы не до конца понимаем лаг, с которым валюта попадает на рынок, поэтому делать прогнозы в такой ситуации сложно», — отметил финансист.