Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила письмо вертикально интегрированным нефтяным компаниям (крупным нефтяным холдингам, включая «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть») и владельцам независимых сетей автозаправочных станций (АЗС) о необходимости снизить стоимость реализации нефтепродуктов, сообщили РБК в пресс-службе ФАС.
По мнению ФАС, мелкоптовые и розничные цены необходимо снизить с учетом снижения биржевых (оптовых). «В случае отсутствия принятых мер со стороны организаций служба будет рассматривать их как признаки нарушения антимонопольного законодательства», — подчеркнули в ведомстве.
Рост цен на бензин в России продолжается с весны 2023 года, когда глава Минфин Антон Силуанов объявил о планах снизить компенсацию нефтяникам за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. В середине сентября биржевые цены на АИ-92 впервые превысили 70 тыс. руб. за тонну, на авиакеросин — 75 тыс. руб. за тонну. По данным Росстата, с 26 сентября по 2 октября потребительские цены на бензин впервые с весны перешли к снижению, сократившись на 0,4%.
Для того, чтобы стабилизировать цены, 21 сентября правительство почти полностью запретило экспорт бензина и дизтоплива. Запрет не распространяется на поставки для гуманитарной помощи, в рамках международных транзитных перевозок и межправительственных соглашений, на топливо, вывозимое для «обеспечения деятельности воинских формирований» России за рубежом. Через неделю после этого на совещании с членами правительства президент Владимир Путин заявил о том, что цены в рознице все равно продолжают расти. «Мы 21-го числа ввели эти запреты — на экспорт бензина и “дизельки”. Вроде как снижение наблюдается на бирже, а за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 [стоил] 51,6 ₽, до 21-го числа был 49,7 — то есть цена-то растет в розницу. Меры приняты, а цены растут», — удивился он. Тогда президент призвал правительство оперативнее реагировать на растущие цены.
Однако, по данным Росстата, за последнюю неделю, с 26 сентября по 2 октября розничные цены на бензин впервые с весны перешли к снижению, сократившись на 0,4%. В среду, 4 октября, вице-премьер Александр Новак заявил, что ситуация на топливном рынке стабилизировалась.
В пресс-службе ФАС отметили, что служба проверяет, насколько с экономической точки зрения обоснованы цены в мелкооптовой продаже топлива с нефтебаз. В ведомстве также проверяют, как формируются цены на всем пути от закупки на НПЗ до продажи на АЗС. «По итогам первичного анализа были возбуждены шесть дел в пяти регионах по признакам нарушения закона о защите конкуренции», — сообщили там.
Ведомство начало заводить антимонопольные дела в сентябре, после начала проверки обоснованности цен при мелкооптовой реализации бензина и дизельного топлива. Тогда они коснулись семи компаний в пяти регионах: Белгородской и Ростовской областях, Ставропольском и Краснодарском краях и Дагестане.
РБК направил запрос президенту Московской топливной ассоциации (объединяет владельцев независимых сетей АЗС и «дочки» вертикально интегрированных нефтяных компаний) Евгению Аркуше, а также в пресс-службы «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти» и «Татнефти».