ФНС обещает и далее трудиться над снижением административной нагрузки на бизнес и граждан — за счет оптимизации порядка истребования документов у плательщиков и анализа причин возникновения конфликтных ситуаций при досудебных разбирательствах.
ФНС подвела итоги работы в январе—августе, одним из ключевых событий этого периода стал переход на систему единого налогового счета (ЕНС). Речь, напомним, идет о внедренной с начала года системе формирования баланса всех начислений и платежей налогоплательщика. Отправляемые бюджетам деньги перечисляются на единый счет в казначействе (с указанием лишь суммы и ИНН плательщика), а налоговые органы сами распределяют их в счет уплаты всех налогов. Старт ЕНС гладким не получился — часть предпринимателей столкнулась с отражением в своих личных кабинетах необоснованной задолженности. После этого ФНС на время закрывала доступ к информации о расчетах с бюджетом, также вводился мораторий на взыскание недоимки до окончания сверки между налогоплательщиками и налоговиками.
До конца года, по словам главы службы Даниила Егорова, приоритетной задачей остается обеспечение бесперебойного функционирования системы, а также работа над визуализацией данных.
Назван в понедельник и промежуточный результат от внедрения ЕНС — сокращение количества платежей в 1,7 раза (с 205 млн до 119,5 млн), невыясненных платежей в 23,6 раза (с 612 млрд руб. до 25,9 млрд руб., а в планах, пояснил Даниил Егоров, довести этот показатель «до уровня погрешности»). Также снизилась доля налоговых уведомлений с ошибками — с 13% до 4,6%, и количество должников перед бюджетами — на 16% в целом и на 53% отдельно по юридическим лицам.
При этом сумма доначисленных платежей на одну результативную проверку выросла с 47 млн до 64 млн руб. Всего по результатам контрольной работы ведомства доначислено 182 млрд руб. против 187 млрд руб. годом ранее. Более половины этих поступлений — около 100 млрд руб.— обеспечено самостоятельным уточнением обязательств налогоплательщиками. Даниил Егоров пообещал продолжить оптимизацию истребования документов при проведении проверок. За первое полугодие количество требований сокращено на 24% год к году, до 2 млн.
В части досудебного регулирования разногласий с инспекциями в первом полугодии поступило на 20% меньше жалоб — 24,6 тыс. с суммой оспариваемых требований в 398 млрд руб. 46% жалоб удовлетворены (плюс 10% к прошлому году) — эти случаи, как следовало из выступления Даниила Егорова, теперь необходимо проанализировать, чтобы выявить источники проблем — надо ли менять методологию или предлагать правки законодательства, чтобы подобных конфликтных ситуаций не возникало.
Евгения Крючкова