
Минфин Бельгии удовлетворил коллективную заявку на разблокировку активов в Euroclear, поданную крупной российской управляющей компанией. Это первый известный случай, когда регулятор выдал лицензию на разморозку активов в ответ на коллективное, а не индивидуальное обращение, пишет «Коммерсантъ».
В коллегии адвокатов Delcredere рассказали, что управляющая компания (УК) из России (название этой УК в Delcredere не раскрыли) получила разрешение на разблокировку активов (иностранных облигаций и акций, депозитарных расписок, структурных нот и денежных средств) на общую сумму свыше $33 млн.
«РБК Инвестиции» направили запросы о статусе заявок на разблокировку в 20 управляющих компаний. В УК «Тинькофф Капитал» заявили, что пока ничего сказать не могут.
Директор по правовым вопросам УК «Первая» Олег Горанский сообщил, что компания на данный момент не получала какого-либо ответа от властей Бельгии и Люксембурга. «В случае отказа по нашим заявкам на разблокировку мы будем подавать исковые заявления в суды ЕС, а также использовать другие механизмы защиты прав наших клиентов», — добавил он.
Генеральный директор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков сообщил, что пока никакого ответа получено не было. «Готовимся выделить заблокированные активы в отдельные ЗПИФы и надеемся, что новый президентский указ позволит начать получать выплаты, зависшие в Euroclear», — добавил Третьяков.
Остальные УК на момент выхода материала не ответили на запрос «РБК Инвестиций».
Ранее Минфин Бельгии уже выдавал лицензии на разблокировку активов, однако только по индивидуальным заявкам физлиц и юрлиц. Партнер АБ НСП Александр Некторов указал, что большая часть полученных индивидуальных лицензий касается заявителей, которые имеют «европейское присутствие» — паспорт государства — члена ЕС либо ВНЖ/ПМЖ или вид на жительство (ВНЖ/ПМЖ) в такой стране. Однако есть случаи, когда разрешение на разблокировку получали и инвесторы без европейского ВНЖ. О первом таком кейсе стало известно в мае 2023 года.
По оценкам Некторова, всего российские инвесторы подали несколько тысяч коллективных и индивидуальных заявок. Получить положительное решение по коллективному обращению сложнее из-за большего количества интересантов в рамках заявки. Тимчук отметил, что одним из требований для получения лицензии является то, что активы должны остаться внутри ЕС. «Одному человеку намного легче открыть счет в ЕС, чем сделать это для всех участников коллективной заявки», — указал он.
Управляющий частными инвестиционными фондами Gloveq & Eagle Management Андрей Трифонов отметил, что процесс рассмотрения коллективных заявок усложняет и введение санкций в отношении ряда банков и брокеров.
НРД — центральный депозитарий России. Он ведет учет прав собственности на российские ценные бумаги, которыми владеют инвесторы. НРД проводит расчеты по сделкам, а также является промежуточным звеном хранения некоторых иностранных ценных бумаг, которые торговались на СПБ Бирже и Мосбирже.
НРД имеет счета в международных депозитариях Euroclear и Clearstream, которые перестали проводить по ним операции с марта 2022 года. С 3 июня прошлого года НРД подпал под санкции Евросоюза, часть бумаг российских инвесторов оказалась заморожена, а дивиденды и купоны по ним перестали поступать. Выплаты копятся в зарубежных депозитариях, но не могут дойти до счетов россиян.
Еврокомиссия допускала разморозку заблокированных активов россиян, если с их помощью будут завершены операции и сделки, заключенные до 3 июня 2022 года. Иностранным контрагентам дали возможность проводить операции с российским депозитарием до 7 января 2023 года при соблюдении ряда условий. Срок установлен нормой регламента ЕС 269/2014.
Российские брокеры и управляющие компании отчитались о том, что успели подать обращения в органы ЕС до 7 января.
20 декабря НРД получил генеральную лицензию Минфина Люксембурга, которая позволяла разблокировать ценные бумаги неподсанкционных лиц, зависшие в Clearstream. А 22 декабря разрешение на вывод активов российскому депозитарию дал и Минфин Бельгии.
НРД отмечал, что в качестве альтернативного механизма Минфин Люксембурга рассмотрит вопрос о возможности выпуска лицензий для индивидуальных заявителей по аналогии с Казначейством Бельгии. Однако на сайте Минфина Люксембурга говорится, что ведомство «не будет выдавать индивидуальные разрешения».
Кроме того, в августе прошлого года центральный депозитарий подал иск об отмене санкций в Суд Европейского союза в Люксембурге.