10 сентября Еврокомиссия разъяснила правила применения уже действующих санкций, согласно которым въезд в страны ЕС на пассажирских автомобилях, зарегистрированных в России, будет расценен как запрещенный импорт. Также в категорию запрещенных товаров попала косметика, товары для душа, зубные пасты, мыло, женские костюмы и платья с юбками, обувь, смартфоны, фотоаппараты и другие вещи (всего более 160 позиций).
В новых разъяснениях таможни говорится, что запрету на импорт в соответствии с санкциями подлежат все без исключения товары, перечисленные в приложении XXI к регламенту № 833/2014, в том числе смартфоны, ноутбуки и др.
Никакого общего исключения, связанного с личным использованием их въезжающими лицами из России, не предусмотрено.
Единственное действующее исключение из эмбарго — разрешение для граждан ЕС и членов их семей покупать в России товары из санкционного списка для личного пользования (а также для европейских дипломатических работников в России).
Товары, подлежащие эмбарго, могут быть задержаны, конфискованы или конфискованы и в случае необходимости переработаны, указано в ответе немецкой таможни. «Проверки на таможенных пунктах, направленные на соблюдение эмбарго, проводятся с риск-ориентированным подходом», — добавили в ведомстве, что подразумевает возможные изъятия только в выборочных случаях.
Там подчеркнули, что ограничения действуют с момента вступления в силу восьмого санкционного пакета ЕС против России в октябре 2022 года (именно тогда приложение XXI было существенно расширено — в том числе за счет косметики, смартфонов, легковых автомобилей
После сообщений об аресте автомобилей россиян в Германии посольство России призвало граждан отказаться от поездок в ФРГ на собственных машинах «до прояснения ситуации». Опубликованные в связи с этим разъяснения ЕК российские власти также раскритиковали.
Врио руководителя ФТС Руслан Давыдов назвал запрет для россиян на ввоз личных вещей «полным беспределом», однако исключил зеркальный ответ. В то же время глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил, что «только ответные зеркальные ограничения в отношении граждан ЕС могут повлиять на взбесившихся евробюрократов и повлиять на отмену подобных дискриминационных правил».