Разблокировка активов частных инвесторов, замороженных в иностранных депозитариях, на сумму 100 млрд рублей ожидается уже до конца этого года, заявил «Известиям» директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков. По его словам, ведомство создаст законодательные условия и возможности для проведения таких операций. При этом со стороны иностранцев есть желающие вывести свои замороженные в РФ средства и обменять их на активы, которые принадлежат россиянам. На первом этапе планируется разблокировать счета граждан с портфелями до 100 тыс. рублей — таких в России может быть более 500 тыс. Какие поправки в регулирование необходимо внести — в материале «Известий».
Создать условия
Минфин создаст возможности и законодательные условия для обмена заблокированных активов россиян на средства иностранных граждан, которые заморожены на счетах типа «С». Об этом «Известиям» сообщил директор департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков. Он уточнил: речь идет об операциях между экономическими субъектами — гражданами, бизнесом, брокерами.
По мнению Ивана Чебескова, обмен замороженных активов на 100 млрд рублей могут завершить уже до конца 2023 года.
Банк России и Минфин разработали проект указа, который предусматривает механизм высвобождения заблокированных иностранных ценных бумаг, рассказали ранее «Известиям» в ЦБ. Там пояснили: замороженные средства граждан — это, как правило, их вложения в ценные бумаги.
Обмен в первую очередь будет доступен российским инвесторам с небольшими счетами, сообщил позднее замминистра финансов Алексей Моисеев. Минфин и ЦБ хотели бы сначала охватить граждан с портфелями до 100 тыс. рублей — это подавляющее число частных клиентов, торгующих на бирже, уточнял первый зампред Центробанка Владимир Чистюхин. Предполагается, что процедура будет открытой и в ней сможет поучаствовать каждый, кто попадет под критерии.
Справка «Известий» |
Евросоюз наложил санкции на российский Национальный расчетный депозитарий (НРД) в начале июня 2022 года, из-за чего его счета в Euroclear и Clearstream оказались заблокированы. В ответ на эти действия ЦБ РФ ввел ограничения, запретив иностранцам из недружественных государств выводить средства из российских активов. Доходы от них поступают на специальные рублевые счета типа «С». |
Последний раз сумма на счетах типа «С» раскрывалась в начале ноября 2022 года — тогда она составляла 280 млрд рублей. Однако объем постоянно растет. «Известия» направили запрос ЦБ и брокерам о том, как может проходить обмен и что потребуется изменить в законодательстве.
На пути к обмену
Для начала обмена заблокированными активами потребуется внести ряд изменений, сообщил адвокат КА Pen & Paper Роман Кузьмин. Во-первых, в регулирование режима использования счетов типа «С». Сейчас деньгами, которые там хранятся, можно распоряжаться в ограниченном режиме — фактически только совершать обязательные платежи (налоги, комиссии) и покупать ОФЗ. Необходимо прописать и возможность приобретения заблокированных иностранных ценных бумаг у россиян, отметил эксперт.
Во-вторых, следует снять ограничения на операции с замороженными зарубежными активами. Сейчас брокеры не вправе принимать и исполнять поручения клиентов на проведение сделок с ними, подчеркнул Роман Кузьмин. По его словам, также нужно разработать детальный порядок всего механизма обмена. В документе должны быть определены категории граждан, которые вправе поучаствовать в процедуре, а также — указан порядок согласования сделки и перечень документов на подтверждение прав для ее проведения.
Снятие ограничений, очевидно, будет происходить путем издания указов президента и подзаконных нормативно-правовых актов, уточнил член Ассоциации юристов России Евгений Пантазий.
Если российским и зарубежным регуляторам удастся договориться, потенциально могут быть разблокированы активы всех инвесторов, не попавших под санкции напрямую и не связанных с лицами и организациями из SDN-листа, считает научный сотрудник Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС Кирилл Черновол. Первый этап (100 млрд рублей) пока позволит вернуть лишь 6,7% от общей суммы замороженных средств.
Однако, как считает Алексей Тараповский, учитывая число «потерпевших инвесторов», процесс всё равно нужно автоматизировать, чтобы избежать бумажной волокиты и растягивания процедуры на долгий период.