
Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников говорит, что с начала 2023 года стоимость поездки на такси выросла еще сильнее, чем указывает Росстат: примерно на 25% в регионах России и на 40% в Москве.
По данным «Чек Индекс» (анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более чем 1,1 млн онлайн-касс и экспертов-партнеров), средний чек затрат на такси в России за первые шесть месяцев этого года составил 435 ₽, что на 4% больше аналогичного периода 2022 года, в Москве — 771 ₽ (+12%). Только в московском такси в январе—июне было совершено 189 млн поездок (рост на 7% к январю—июню прошлого года), сообщала пресс-служба столичного дептранса.
Почему растут цены на такси
Стоимость поездок на такси растет по тем же причинам, по которым дорожают другие товары и услуги, говорит Стенников. В январе—июне 2023 года индекс потребительских цен вырос на 5,55% к аналогичному периоду 2022 года.
Среди причин роста цен на услуги такси в сервисе «Максим» называют подорожание транспортных средств. На фоне международных санкций, введенных из-за проведения специальной военной операции на Украине, западные, японские и корейские автопроизводители отказались от сотрудничества с Россией, а у российских заводов возникли проблемы с комплектующими. На этом фоне, по данным Росстата, средняя цена импортного легкового автомобиля с февраля 2022 года по июнь 2023-го выросла на 57%, до 2,168 млн руб.; российского — на 25%, до 970,1 тыс.
Самые бюджетные автомобили, которые еще три года назад стоили менее 1 млн руб., подорожали минимум на 1 млн руб., отмечает он. Также увеличилась стоимость запчастей и расходных материалов. Цены на такси поднимаются из-за увеличения затрат на обслуживание машин и роста расходов перевозчиков, соглашается представитель сервиса «Ситимобил».
Рост затрат наблюдается по ключевым статьям, влияющим на себестоимость перевозок, отмечает директор практики «Транспорт и машиностроение» Strategy Partners Роман Тиняев. Помимо повышения стоимости автомобилей (амортизация и лизинговые платежи), их техобслуживания, запчастей и расходных материалов это и рост стоимости топлива, перечисляет он.
Как и для других людей, сильно дорожает жизнь водителей такси, продолжает Стенников. Поэтому к увеличению непосредственных расходов перевозчиков добавляется рост заработка водителей. Даже если заработная плата водителей не будет индексироваться, для сохранения прежней прибыли на 1 км пробега тарифы на перевозки придется повышать, считает Тиняев. «Удерживать тарифы на прежнем уровне можно только за счет сокращения маржинальности перевозчиков», — полагает он.
Что будет с ценами дальше
С сентября 2023 года подорожание услуг такси составит до 30%, прогнозируют в «Ситимобил». «Это связано с новым законом [о такси] и сложностями, которые придут на рынок вместе с ним», — считает представитель сервиса. Такси продолжит дорожать, цены в ближайшее время могут увеличиться кратно, добавляет Стенников.
Президент Владимир Путин в конце декабря 2022 года подписал закон, комплексно регулирующий работу в сфере такси. Его основные положения вступают в силу с 1 сентября 2023 года. Этот документ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Они должны будут купить страховой полис для такси, который стоит в 10−12 раз дороже стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия, указывает Стенников. Кроме того, службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.
ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы по выполнению этих требований (до сих пор обязанности по прохождению предрейсовых медосмотра и техосмотра были на перевозчиках). Благодаря новому закону у таксопарков и агрегаторов будет больше ответственности за водителей перед пассажирами, поездки станут безопаснее, отмечал заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов.
Основным мотивом разработки и принятия закона стало систематизирование требований, предъявляемых к перевозкам легковыми такси, а также регулирование деятельности служб заказа легковых такси, которое в настоящее время не осуществляется, сообщили РБК в пресс-службе Минтранса. При этом положения закона не устанавливают концептуально новые требования к перевозчикам легковыми такси, а также водителям легковых такси, добавили там.
В сервисе «Максим» утверждают, что по результатам проведенного эксперимента, когда в Иркутске и Владивостоке агрегатор временно закрыл доступ к заказам водителей, не соответствующих требованиям нового закона, оставшиеся таксисты смогли выполнить не более 2% заявок, а средние чеки в тестовый период выросли в три-восемь раз. «В силу необоснованных и заведомо неисполнимых требований новый закон вместо побуждения самозанятых получить разрешение на деятельность такси приведет к обратному эффекту и росту цен по всей стране», — считает Стенников. Но в связи с отсутствием концептуально новых требований к перевозкам легковыми такси причины для повышения размера тарифа являются безосновательными, парировали в пресс-службе Минтранса.
Рынок перевозок легковым такси в настоящее время оценивается как высококонкурентный, отмечает председатель генерального совета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова. Соответственно, цены на услуги перевозки регулируются рыночными механизмами.
Кроме того, в июле президент Путин подписал пятый антимонопольный пакет, который предусматривает антимонопольные требования к доминирующим цифровым платформам, к которым в том числе могут относиться агрегаторы такси.
«Прогнозировать, насколько изменится рынок перевозки легковым такси, сейчас преждевременно, но принятие двух важных нормативных актов, регулирующих деятельность перевозчиков и агрегаторов такси, безусловно, вызовет реакцию рынка», — говорит Акимова. В этих условиях действия перевозчиков и агрегаторов должны быть направлены на ответственный подход и максимальную прозрачность в вопросе ценообразования, полагает эксперт.
При этом о снижении цен на такси говорить пока не приходится, считает представитель «Ситимобил». Это возможно в случае каких-либо послаблений со стороны законодательных органов или падения цен на машины, их обслуживание и топливо. «Увы, но это пока видится маловероятным», — заключает он.