«Вкусвилл» в мае зарегистрировал домен kz-vkusvill.ru, обнаружил «Ъ» в базе «СПАРК-Интерфакс». На сайте представлен каталог товаров ритейлера для оптового заказа в Казахстан. Во «Вкусвилле» подтвердили запуск нового проекта. Там пояснили, что через сайт ритейлер готов принимать заявки от потенциальных партнеров для поставок своей продукции в Казахстан.
В сети говорят, что также начали сотрудничать с рядом локальных партнеров в Казахстане, поставки которым осуществляются через дистрибутора Brandpoint. В основном это товары со сроком хранения более 30 дней. В частности, продукцию от «Вкусвилла» сегодня уже можно найти на АЗС Q-Store, в кинотеатрах сети «Кинопарк» и на маркетплейсе Megapit. В ближайшее время продукция ритейлера появится в магазинах продуктовых сетей «Юбилейный» и Green Bean, уточняют в сети.
«Вкусвилл» стал наращивать свое присутствие на постсоветском пространстве с прошлого года. Тогда ритейлер совместно с логистической компанией Boxberry запустил оптовую доставку своих товаров в Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию со сроком до десяти дней.
Независимый эксперт Ирина Болотова говорит, что сегодня многие российские ритейлеры для диверсификации бизнеса рассматривают возможности для вывода бизнеса в соседние страны. Однако, предупреждает эксперт, рынок ритейла Казахстана отстает от российского на 12−15 лет. По данным Infoline, оборот розничной торговли Казахстана в 2022 году составил $34,5 млрд. Для сравнения: оборот только двух крупнейших российских сетей X5 Group и «Магнит», согласно данным Infoline, за прошедший год составил $38,4 млрд и $34 млрд соответственно.
Андрей Кривенко, основатель «Вкусвилла», в интервью РБК в ноябре 2021 года:
«Мы такое делаем десятки раз в год, кучу проектов открываем и закрываем».
Ирина Болотова отмечает, что ниша продажи продуктов для здорового образа жизни, в которой работает «Вкусвилл», в Казахстане остается свободной. Но она считает релокантов не самой стабильной аудиторией, так как многие из них могут снова принять решение о переезде.
По мнению господина Бурмистрова, в перспективе «Вкусвилл» сможет привлечь лояльную аудиторию и среди казахстанских потребителей. Однако на это потребуется больше времени, так как в Казахстане пока не планируется открытие магазинов сети, уточняет эксперт.
В целом госпожа Болотова называет сегмент B2B сложным для развития за границей. Ритейлерам необходимо учитывать тонкости местного законодательства, получения лицензий на продажу, а также предусмотреть способы реализации нераспроданных остатков товаров в стране. Кроме того, эксперт обращает внимание на сложности в организации логистики в Казахстане из-за больших расстояний между крупными городами. Этот факт, по мнению Ирины Болотовой, также может повлиять на широту поставляемого в страну ассортимента продуктов.
Алина Савицкая, Анатолий Костырев.