РЖД планирует в 2023 г. перевезти 7 млн TEU (аналог 20-футового контейнера) по своей сети. Об этом 30 мая на конференции «Контейнеры 2023. Форсайт рынка» заявил гендиректор компании Олег Белозеров.
Схожие оценки по росту контейнерных перевозок по железной дороге в текущем году представили на конференции и операторы. Так, прогноз президента «Трансконтейнера» (входит в группу «Дело») Виталия Евдокименко составляет 8,7%. (7,1 млн TEU) Вице-президент по линейно-логистическому дивизиону Fesco Герман Маслов оценивает потенциальный рост контейнерных перевозок в 6−7% (6,9−7 млн TEU). При этом уровень контейнеризации грузов на сети РЖД, по оценкам Шило, сейчас составляет 5,5%.
Как отметил Белозеров, опережающими темпами растут импорт, экспорт и внутрироссийские перевозки. По мнению Евдокименко, основными драйверами роста погрузки контейнеров станут экспортно-импортные перевозки, в то время как транзитные перевозки упадут на 6%. Маслов подчеркнул, что сейчас на рынке отмечается определенное охлаждение, а сезонное увеличение перевозок ожидается с начала лета.
В январе-апреле 2023 г. по сети РЖД во всех видах сообщения было перевезено 2,3 млн груженых и порожних контейнеров (в 20-футовом эквиваленте), следует из данных компании. Это на 8,5% больше, чем за аналогичный период 2022 г. Сильнее всего выросли перевозки химических и минеральных удобрений — более чем в три раза, до 86 400 TEU. В полтора раза увеличились перевозки картофеля, овощей, фруктов, а также автомобилей и комплектующих до 6800 TEU и 127 200 TEU соответственно. Внутренние перевозки контейнерных грузов составили 911 200 TEU, показав прирост почти 9% к январю-апрелю 2022 г.
В апреле топ-менеджер говорил, что объемы погрузки в 2023 г. будут не ниже прошлогодних. В 2022 г. погрузка на сети РЖД снизилась на 3,8% до 1,23 млрд т. Это был худший результат по динамике грузоперевозок за последние 13 лет.
Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин считает, что перевозка 7 млн TEU — задача амбициозная. Но Иванкин не исключает вероятность ее выполнения. По словам эксперта, прирост погрузки контейнеров произойдет за счет внутрироссийских перевозок, а также благодаря увеличению импортных перевозок в 3−4 квартале 2023 г. Однако, продолжил Иванкин, прирост контейнеризации может произойти из-за «переключения грузов из вагона в контейнер», что не повлияет на увеличение погрузки на сети в целом.
По мнению эксперта, росту этого показателя будет способствовать увеличение внутренних перевозок и импорт, в том числе за счет увеличения торговых отношений с Китаем. По данным ИПЕМ, импорт только контейнеров с автомобилями и комплектующими из Китая в январе-марте вырос на 75%.
Старший аналитик инвестиционного банка «Синара» Матвей Тайц отмечает, что контейнеризация растет из-за замещения объемов импорта, которые раньше приходили автотранспортом. По его мнению, увеличение контейнерных перевозок будет расти за счет импорта машин и оборудования.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов добавил, что помимо промышленных товаров, прирост могут обеспечить и потребительские — в том числе продукты питания. «Также возможно увеличения перевозки в специализированных контейнерах и других видов грузов, например, различных жидкостей в танк-контейнерах», — добавил Баранов.