Алексей Чернышов, исполнительный директор украинской энергетической компании «Нафтогаз», признал, что Украина все еще ведет дела с Россией. «Это для меня невозможно, как гражданина Украины, — это моя первая реакция», — сказал Чернышов.
Но «Нафтогаз» настаивает, что Украина не может и не должна закрывать российские трубопроводы как потому, что продолжает претендовать на остаточный доход (сумма, которую Украине платит Москва, неизвестна), так и потому, что некоторые из европейских сторонников Киева по-прежнему зависят от российской нефти и газа. Несмотря на это украинские чиновники, как отмечает The Washington Post, недовольны высокой прибылью Москвы от экспорта энергоносителей.
Директор «Нафтогаза» говорит, что Киев должен выполнить свои договорные обязательства, и решение о прекращении поставок остается за странами-получателями, такими как Венгрия, которым зимой нужны российские нефть и газ для обогрева. «Этот транзит не остановлен, чтобы не заморозить другие страны, поддерживающие Украину», — сказал он.
Рабочая группа по санкциям против России под председательством Андрея Ермака, главы офиса президента Украины, и Майкла Макфола, бывшего посла США в России, в прошлом месяце опубликовала «план действий», где говорится о санкциях, которые еще можно принять в отношении России. В плане содержится призыв приостановить работу «всех оставшихся контролируемых Россией трубопроводных маршрутов», по которым российский газ поступает на европейский рынок, а также трубопровода «Турецкий поток» через Турцию. «Прекратить прямые поставки российского газа в Евросоюз, кроме как через Украину», — говорится в плане действий.
Россия должна ежегодно прокачивать около 40 млрд куб. м через газотранспортную систему Украины из-за соглашений о поставках, заключенных до февраля 2022 года.