Активная аудитория мобильных игр в России к 2027 году вырастет на 35% и составит 35 млн человек, следует из прогноза, который РБК представило агентство TelecomDaily. На конец 2022 года, по подсчетам компании, ядро аудитории мобильных игр в России составляло 26 млн человек.
К 2027 году аналитики ожидают не только рост числа пользователей, но и увеличение расходов на мобильные игры. Средняя сумма, которую россияне тратят на мобильные игры, за пять лет вырастет почти на 20% — с текущих $59 в год до $67, прогнозирует TelecomDaily.
Основным фактором, обеспечивающим рост рынка мобильных игр российского производства, несмотря на уход таких крупных разработчиков, как Nexters, Game Insight и Plarium, глава TelecomDaily Денис Кусков называет общий рост количества выпускаемых игр, а также стагнацию невиртуальных развлечений — например, отсутствие голливудских премьер в кинотеатрах. Росту рынка будет способствовать и то, что возникшая в 2022 году проблема оплаты игр также решена, и пользователи больше не испытывают трудностей, добавляет Кусков.
Кто играет в мобильные игры.
Мобильный гейминг — самый популярный вид виртуальных игр как у мировой, так и у российской аудитории, сообщил РБК глава Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский. При этом самую большую по численности аудитории, как показывают исследования и аналитика игровых проектов ИРИ, составляют молодые люди от 12 до 40 лет. Это, как правило, мужчины и женщины со средним доходом, проживающие в городах.
Что говорят участники рынка.
Ядро активно играющих в мобильные игры россиян составляет на текущий момент более 40% населения, считает Вячеслав Богаткин, директор российской компании — разработчика мобильных игр и приложений Appfox (разработала, например, «Цирк чудес» и «Школу умняшек»). С перспективами развития отрасли он в целом согласен: «С учетом постоянного развития мобильных технологий, увеличения доступности интернета и роста числа смартфонов можно ожидать, что этот показатель (аудитория. — прим. РБК) будет увеличиваться в будущем на 5% в год».
Иной позиции придерживается основатель портала о видеоиграх rawg.io Гаджи Махтиев: по его версии, индустрия мобильных игр переживает в России серьезное падение. «Непонятен драйвер роста аудитории. Что касается роста рынка в деньгах, очевидно, что в этом году мы видим “отскок” от 2022-го, а разработчики и платформы учатся зарабатывать в создавшихся условиях», — отмечает собеседник РБК.
Развитию рынка мобильных игр в России может поспособствовать активная вовлеченность в индустрию гейминга государства, особенно Минцифры, отмечает Вячеслав Богаткин из Appfox. Отрасль, по его словам, сейчас нуждается в системных мерах, в том числе обеспечении качественной и стабильной мобильной связи и широкополосного интернета, особенно в отдаленных регионах, предоставлении финансовой и инфраструктурной поддержки для местных разработчиков мобильных игр, включая доступ к инвестициям, обучению и маркетинговой поддержке, а также снижение бюрократических барьеров и стимулирование инноваций.
Впрочем, Богаткин обращает внимание на проблему окупаемости российских игр. «Разработчикам мобильных игр важно найти эффективные модели монетизации, которые будут приносить прибыль, не отталкивая пользователей, — добавляет Богаткин. — Это может быть вызовом, учитывая изменчивость предпочтений и поведения игроков. Учитывая санкции, монетизировать российские игры практически невозможно».
В пресс-службе Минцифры на запрос РБК по поводу разработки новых мер поддержки отрасли лишь сообщили, что компаниям «уже доступна целая линейка мер поддержки для IT-компаний: как системных (налоговые льготы и преференции), так и точечных (отсрочка от армии для сотрудников, IT-ипотека, льготные кредиты, гранты)». От оценок аудитории мобильных игр и прогнозов на ближайшие годы в министерстве воздержались.