Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому российские компании в некоторых случаях должны будут взимать 30% НДФЛ с выплат в пользу уехавших за рубеж работников. Документ опубликован в думской электронной базе.
Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г., если его примут. Изменение затронет тех россиян, которые при работе за рубежом используют отечественный сегмент российского интернета либо технические и программно-аппаратные средства, которые были размещены в России.
Замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме, член комитета по труду Андрей Исаев ранее сегодня сказал «Ведомостям», что еще не ознакомился с текстом законопроекта, но из пересказа СМИ [ему] ясно, что в случае принятия проекта действующий налоговый режим для россиян, которые перестали быть налоговыми резидентами РФ, распространится и на работающих по гражданско-правовому договору.
Позже в пресс-службе Минфина сообщили, что изменения не коснутся тех, кто работает за рубежом в российском сегменте интернета по трудовому контракту. В Минфине обратили внимание, что законопроект пока находится на стадии доработки на площадке правительства РФ. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также подчеркнул, что в правительстве продолжается «экспертный процесс» по этой инициативе.
Если трудовые функции будут выполняться без использования доменных имен и сетевых адресов, находящихся в РФ, а, например, через зарубежные адреса, то нововведения законопроекта не будут применимы, поскольку условия применения нормы не будут соблюдаться, говорит юрист практики международного налогового планирования BGP Litigation Линда Куркулите.
Согласно разъяснениям Минфина, ранее допускалось зафиксировать в трудовом договоре адрес выполнения работы за границей и в результате доход признавался полученным за рубежом. Если законопроект примут, положение о зарубежном адресе не поможет, поскольку «привязка» будет к российским информационным системам и все доходы будут признаваться полученными и подлежать налогообложению в РФ, говорит юрист.
На данный момент законодательство обязывает налоговых агентов, осуществляя выплаты в пользу своих работников, проверять их статус налогового резидента на дату выплаты дохода, говорит Куркулите. Однако каких-либо внешних механизмов для проверки полученной у сотрудника информации у работодателей нет — компании могут полагаться только на сведения от работников. Ответственность для налогового агента за неправомерное неудержание налога — это штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.
«Данный подход обсуждался и в Минтруда, и юристами на протяжении последнего года. Более того, юристы уже начали описывать указанные риски для своих клиентов, поскольку они и так существуют в законе, а предлагаемые изменения направлены на ужесточение ответственности работодателя», — считает юрист по трудовому праву Михаил Герман. [Налоговый] режим не будет работать в отношении лиц, уехавших в Республику Беларусь, поскольку в этом случае действует договор о Союзном государстве, уточнил он.
«Вопрос в том, будет ли это сопровождаться какими-то дальнейшими шагами по формальным или неформальным ограничениям и запретам на работу для уехавших граждан. Либо пока все останется на таком компромиссном уровне», — отмечает политолог Михаил Виноградов.
В начале декабря 2022 г. глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас допустил, что власти могут разработать меры, которые «сделают нахождение за границей менее комфортным» для уехавших с начала частичной мобилизации россиян. Он говорил, что могут быть внесены поправки, которые ограничат работу граждан, находящихся за границей, на российские компании.
25 декабря 2022 г. председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин призвал отменить преференции уехавшим из РФ и ввести для них повышенную ставку налогообложения.
В начале февраля «Интерфакс» писал, что Минфин отказался от идеи менять правила налогообложения доходов уехавших граждан, которых российские компании официально перевели на удаленный режим работы. В то же время ведомство настаивает на необходимости в ряде случаев взимать 30% НДФЛ с зарплаты дистанционных работников за рубежом.
Ранее глава Минцифры Максут Шадаев, комментируя массовый отъезд IT-специалистов из России, выступил против «драконовских мер» в отношении работников IT-отрасли. По его словам, необходимо создать условия, чтобы специалисты захотели вернуться в Россию. Шадаев рассказал, что в Минцифры уже разрабатывают программу по возвращению в Россию айтишников. Речь идет об обсуждении «гарантий» для работников, чтобы они понимали, что «им нечего бояться» в России. При этом в конце ноября министр заявил, что отъезд IT-специалистов из РФ существенно на отрасль в стране не повлиял.