О чем это говорит? И что должно произойти, чтобы паника прекратилась? Основатель компании BRICS+ Analytics Ярослав Лисоволик считает, что риски пока сохраняются:
"Реакция финансовых рынков кажется мне достаточно красноречивой. Она говорит о том, что все эти проблемы могут и дальше вскрываться в других сегментах данного сектора. И пока что действия регуляторов полностью эти риски и опасения не погасили. Остается и страх того, что держатели депозитов в финансовых учреждениях поддадутся панике, и отток средств может продолжиться.
Здесь очень важно, чтобы регуляторы на раннем этапе действовали решительно и предоставили все необходимые инструменты, в том числе и гарантии по депозитам. Сам по себе отток средств из банков может происходить теперь намного быстрее, чем раньше. Теперь вкладчики не толпятся у дверей этих организаций, а просто снимают свои средства через приложение. И этот процесс происходит намного быстрее, соответственно, он требует от регуляторов более быстрых и оперативных шагов".
О проблемах Credit Suisse стало известно на прошлой неделе. 2022 год банк завершил с убытком в $8 млрд, что стало худшим результатом с 2008-го. Всего за три месяца клиенты вывели со счетов больше 100 млрд швейцарских франков. Затем банк сообщил о «существенных недостатках» в своих финансовых отчетах, и отток усилился до 10 млрд швейцарских франков в день.
После этого власти Швейцарии предложили Credit Suisse взять кредит на 50 млрд швейцарских франков, и предложение было принято. Однако продажу это не остановило. Основной угрозой называли решение ЕЦБ по ключевой ставке: регулятор поднял показатель, хотя это ведет к убыткам банковского сектора. Впрочем, говорить о масштабном кризисе все еще рано, говорит аналитик Freedom Finance Global Тимур Лебедев:
"Во-первых, я бы разделил две ситуации — Credit Suisse и европейский банковский сектор. Потому что все-таки проблема Credit Suisse имела корни в плохих результатах самого банка. Что касается действий, которые предпринял регулятор, были необходимы для сдерживания распространения данной проблемы. Сейчас Центробанк решает проблему ликвидности в банковском секторе. Он предоставляет линии для того, чтобы сдерживать возможные риски с оттоками средств из банковских систем. Но если не решать эту проблему, она уже станет потенциально системной, и на первый план выйдет вопрос платежеспособности банковской системы.
Cколько еще продлится вся эта волатильность?
Эмоциональная реакция инвесторов затронула не только рынок ценных бумаг, но и сырьевые рынки. Так, например, фьючерсы на нефть опускались ниже $70 за баррель впервые с 2021 года.
Иван Якунин