Но насколько безопасно пользоваться такими услугами? И с какими проблемами могут столкнуться пользователи подобных сервисов? Независимый эксперт на платежном рынке Дмитрий Вишняков считает, что через посредников есть риск не полностью передать банку нужные данные, да и с переводами на новую карту могут возникнуть трудности:
"В частности, сложно говорить о том, какую информацию этот банк получит, так как у него нет возможности, например, сличить паспортные данные. Кроме того, у российских граждан в финансовых организациях даже в Турции или странах СНГ очень легко в один момент счета могут быть закрыты, просто потому, что банк не сможет подтвердить регуляторам, которые, например, отвечают за соблюдение санкций, то, что они знают своего клиента.
То есть необходимо обязательно связываться с той организацией, где бы вы хотели открыть счет, и узнавать, какие есть способы перевода из российской юрисдикции. Потому что, возможно, вы, даже открыв счет, не сможете его потом пополнить".
Некоторые онлайн-сервисы для оформления зарубежной банковской карты требуют от клиентов доверенность, а также сканы заграничного и внутреннего паспортов. В этом случае получатель услуги рискует и своими персональными данными, отметил гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов:
«Организация-партнер может потом перепродать эту информацию, использовать ее в каких-то других целях. Кроме того, большинство подобных сервисов сейчас больше не посреднические, а мошеннические. То есть вы предоставите и свои данные, и заплатите за услугу, но, как правило, в ответ ничего не получите, а идти жаловаться, как говорится, некуда. Степень риска при оформлении банковской карты через стороннее лицо в другой стране достаточно высокая. Как минимум если этот сервис взломают, то его клиентов могут шантажировать, например, обнародованием информации».
При этом даже если у обладателей иностранных карт возникнут трудности, сервисы по их выдаче могут уйти от ответственности, подчеркнул гендиректор Консалтингово-аналитического союза Артем Генкин:
«Посредник, если у него есть мало-мальски грамотная юридическая служба, корректно, с точки зрения законодательства отстроит свои услуги как работу, по сути, агрегатора. В этом случае он не несет ответственности за политику банка, мобильных операторов, соответствующих органов, контролирующих финансовый рынок и борьбу с отмыванием денег в конкретных странах. То есть такая компания окажет услугу, которая выразится в том, что тот или иной гражданин РФ стал клиентом банка, получит за нее комиссию, а дальше взятки гладки. Даже добропорядочная часть таких игроков явно сможет уйти от ответственности за какие-либо проблемы в дальнейшем вполне легитимно».
Тем временем сервис «Золотая корона» заявил, что больше не обслуживает платежи с карт подсанкционных банков. Проблемы, в частности, возникли у клиентов «Тинькофф», «Сбера» и Альфа-банка. Им осталось два варианта — проводить операции с помощью карт других организаций или приносить в отделения системы переводов наличные и так отправлять деньги за границу.
Владимир Расулов