С 6 февраля Литва, Латвия, Эстония и Финляндия вводят запрет на ввоз российских нефтепродуктов. Касается это в том числе бензина в канистрах. С 5 февраля вступили в силу эмбарго и потолок цен на нефтепродукты из России, которые ввели страны G7 и ЕС. Потолок цен оказался на уровне 100 долларов за баррель по светлым нефтепродуктам и 45 — за баррель по тёмным.
— Событие это было ожидаемо, но его эффект плохо просчитывается. Таким образом, в ближайшие недели рынок будет внимательно следить за статистикой поставок. По предварительным прогнозам, введённые ограничения могут спровоцировать логистические сложности на мировом топливном рынке, сокращение нефтепереработки в России, а также увеличение экспорта российской сырой нефти. Если посмотреть на нефтяные котировки, то видно, что участники торгов не ждут, что объём предложения на мировом топливном рынке заметно сократится, — рассказал эксперт по фондовому рынку инвестиционной компании «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.
Он напомнил, что аналогичные ограничения уже были введены в отношении сырой нефти 5 декабря, которые почти не повлияли на объёмы морского экспорта нефти. При этом привели к существенному расширению дисконта в цене Urals. Сейчас он достигает 30−35 долларов за баррель.
— В связи с вступлением в силу европейского эмбарго на нефтепродукты из РФ и установлением потолка цен на эти товары со стороны США (одновременно с 5 февраля) для отечественных НПЗ наступает период пересмотра логистики. До конца первого квартала будут исполняться ранее заключённые контракты (по ним изменений не будет, не произойдёт пересмотра стоимости). А по тем контрактам, которые заключаются с сегодняшнего дня, стоит ожидать новой стоимости в связи с ростом логистических затрат. Так как направить мазут или авиакеросин в ЕС — это одни транспортные расходы, в Китай или Индию — другие, — объяснил руководитель аналитического департамента международной финансовой компании AMarkets Артём Деев.
По его словам, вероятнее всего, в ближайшее время сильных изменений на топливном рынке РФ не произойдёт.
— Снижение прибыли, которое могут ощутить НПЗ, способно привести к росту цен в рознице в России. Но оно будет наверняка не слишком большим — в рамках инфляции. Дело в том, что на конечной стоимости продукции больше сказывается не объём производства. У нас в стране будет расти потребление, нефтепереработка становится более широкой, растёт перечень продукции, так что спрос на не проданный в Европу мазут в РФ будет, — добавил Артём Деев.
По его словам, большее значение в конечной стоимости бензина и дизеля имеют налоги. Сейчас в одном литре бензина доля налогов и акцизов составляет 70%, а стоимость сырья (нефти) и переработки — всего по 10%. Остальное — прибыль компаний и розницы.
— Запрет на «канистровый ввоз» российского бензина в страны Балтии и Финляндии — следствие введения потолка цен Евросоюзом в отношении нефтепродуктов из России в прошедшие выходные. То есть теперь Эстония, Финляндия и другие европейские страны, граничащие с Россией, опасаясь нарушить новое европейское законодательство, ограничили к ввозу российское топливо, которое было куплено сверх полного бака транспортного средства в нашей стране, — прокомментировал аналитик компании TeleTrade Алексей Фёдоров.
По его оценке, последствия введения потолка цен на российские нефтепродукты должны привести к падению внутренних оптовых цен. Собственно, именно это в январе 2023 года мы и наблюдали, когда биржевые котировки на бензин в России просели на 10−15%, а на зимнее дизельное топливо — на 25−30%.
Тем не менее преждевременно рассчитывать на то, что январский спад оптовых цен на бензин и дизель непременно приведёт к заметному снижению и розничных. При более сильном падении биржевых котировок на топливо весной 2022 года цены на АЗС долгое время оставались неизменными, а потом немного подросли.
Здесь и повышение акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2023 года в среднем на 4%, и увеличение НДПИ. Оно будет усиливать желание российских нефтяников к повышению цен на АЗС из-за необходимости выплат в пользу государства в рамках демпферного механизма.
— Так что до весеннего всплеска спроса на топливо, то есть до марта, средние цены на рынке России будут склонны либо удерживаться вблизи текущих значений (51,60 рубля за литр АИ-95, 46,90 рубля за литр АИ-92 и 58,20 — за литр дизельного топлива), либо символически снижаться, — подытожил Алексей Фёдоров.